Пророк Адам был ниспущен на землю из-за того, что Он преступил запрет, установленный Аллаhом, и совершил малый грех[1].
Аллаh запретил Адаму плоды одного из райских деревьев и разрешил все остальные наслаждения Рая. Шайтан же искушал Адама и Еву, чтобы они съели плоды с запретного дерева. Об этом сказано в Кур`ане (Сура «Аль-А‘раф», Аят 20):
﴿فَوَسْوَسَ لَهُمَا الشَّيْطَانُ لِيُبْدِيَ لَهُمَا مَا وُورِيَ عَنْهُمَا مِن سَوْءَاتِهِمَا وَقَالَ مَا نَهَاكُمَا رَبُّكُمَا عَنْ هَذِهِ الشَّجَرَةِ إِلاَّ أَن تَكُونَا مَلَكَيْنِ أَوْ تَكُونَا مِنَ الْخَالِدِينَ﴾
Это означает: «Шайтан искушал их не слушать Повеление Аллаhа, чтобы потом стала видна их нагота. Он сказал им: «Ваш Господь запретил вам плоды этого дерева только потому, чтобы вы не стали Ангелами или потому, чтобы вы не остались жить вечно в Раю».
Они вкусили плод с запретного дерева и из-за этого были спущены из Рая на землю. Однако грех Адама не был большим, и это случилось до того, как Адам получил от Аллаһа Откровение. (Адам получил Откровение уже после того, как они с Евой покаялись и были спущены на землю). Аллаh Всевышний сказал (Сура «Таhа», Аят 122):
﴿ثُمَّ ٱجْتَبَاهُ رَبُّهُ فَتَابَ عَلَيْهِ وَهَدَى﴾
Это означает: «После того, как Пророк Адам совершил малый грех, в котором не было унижения Его достоинства, Аллаh даровал Ему покаяться от этого греха и простил Его. Потом Аллаh Всевышний дал Ему Откровение».
Предупреждение. По причине совершенного малого греха Пророк Адам и Его жена Хаууа`(Ева) были спущены из Рая на землю. Однако ни в коем случае нельзя говорить, что Адам был изгнан из Рая, так как в этом – унижение нашего Господина Адама, мир Ему, и эти слова являются отступлением от Веры. Также необходимо знать, что все Пророки и Посланники защищены от искушений шайтана, шайтан не может влиять на их сердца, вселяться в них, говорить их языком.
На земле у Адама и Евы появились дети. Пророк Адам учил своих детей тому, что есть в Исламе, и все Его ближайшие потомки были мусульманами. После Пророка Адама Пророчество получил Его сын Шис, после смерти Шиса – Идрис. Затем появилось неверие, так как некоторые люди начали поклоняться идолам. Тогда Аллаh Всевышний послал Пророков, чтобы передать благую весть покорным рабам Аллаhа, что для них обещаны наслаждения в Раю, и предупредить неверующих о наказании в аду.
После того, как Адам и Ева вкусили плод с запретного дерева, с них была снята одежда. Они остались нагими и стали прикрывать свою наготу райскими листьями. А раньше на них была одежда из света.
После того, как Адам и Ева были спущены на землю, Аллаh даровал Адаму все необходимые знания для жизни на земле. Аллаh даровал Ему знания о том, как выращивать пшеницу, как собирать готовый урожай и как выпекать хлеб, а также о том, как чеканить золотые и серебряные монеты (динары и дирhамы).
Заслуга Адама, мир Ему, перед человечеством великая – как отца и учителя, научившего людей всему необходимому для жизни на земле. И нельзя унижать Адама, издеваться или приписывать Ему что-либо отвратительное, отталкивающее людей. Кто оскорбляет Его достоинство или отрицает Его Послание, отступает от Веры. И если бы было так, как думают некоторые невежественные, что Адам не был Посланником, то человечество жило бы подобно животным, и потомки Адама ничем не отличались бы от потомства животных.
Аллаh Всевышний сказал в Кур`ане (Сура «Аль-Бакара», Аяты 35-36):
﴿وَقُلْنَا يَا ءَادَمُ ٱسْكُنْ أَنتَ وَزَوْجُكَ الْجَنَّةَ وَكُلاَ مِنْهَا رَغَدًا حَيْثُ شِئْتُمَا وَلاَ تَقْرَبَا هَـذِهِ الشَّجَرَةَ فَتَكُونَا مِنَ الْظَّالِمِينَ X فَأَزَلَّهُمَا الشَّيْطَانُ عَنْهَا فَأَخْرَجَهُمَا مِمَّا كَانَا فِيهِ وَقُلْنَا ٱهْبِطُواْ بَعْضُكُمْ لِبَعْضٍ عَدُوٌّ وَلَكُمْ فِي الأَرْضِ مُسْتَقَرٌّ وَمَتَاعٌ إِلَى حِينٍ﴾
Это означает: «Аллаh повелел Пророку Адаму, чтобы Он со своей женой Евой жили в Раю. Им было дозволено Аллаhом есть в свое удовольствие все, что они пожелают, но Аллаh запретил им приближаться к одному дереву и вкушать его плоды, чтобы не оказаться в числе совершивших грех. Иблис соблазнил их отведать плодов от запретного дерева, и они совершили малый грех, который стал причиной того, что они вышли из Рая. Аллаh изгнал из Рая иблиса и повелел Адаму и Еве спуститься из Рая на землю. Аллаh Всевышний сказал им: «Вы будете с иблисом врагами, и ваши потомки тоже будут враждовать с ним. Вы будете жить на земле и использовать ее блага только до определенного времени».
И сказано в Кур`ане (Сура «Таhа», Аяты 120-122):
﴿فَوَسْوَسَ إِلَيْهِ الشَّيْطَانُ قَالَ يَا ءَادَمُ هَلْ أَدُلُّكَ عَلَى شَجَرَةِ الْخُلْدِ وَمُلْكٍ لاَ يَبْلَى فَأَكَلاَ مِنْهَا فَبَدَتْ لَهُمَا سَوْآتُهُمَا وَطَفِقَا يَخْصِفَانِ عَلَيْهِمَا مِن وَرَقِ الْجَنَّةِ وَعَصَى ءادَمُ رَبَّهُ فَغَوَى ثُمَّ ٱجْتَبَاهُ رَبُّهُ فَتَابَ عَلَيْهِ وَهَدَى﴾
Это означает: «Шайтан соблазнил Его отведать плодов с запретного дерева, говоря: «О, Адам, не показать ли тебе дерево вечности и нетленного богатства?» После того, как они вкусили плод с запретного дерева, стала видна их нагота, и они стали прикрывать свою наготу райскими листьями. Пророк Адам нарушил Повеление Своего Господа и совершил малый грех, в котором не было унижения достоинства. Аллаh даровал Ему покаяться от этого греха и простил Его. Потом Аллаh Всевышний дал Ему Откровение».
Полезное дополнение. Аллаh Всевышний сказал в Кур`ане (Сура «Аль-Бакара», Аят 37):
﴿فَتَلَقَّى ءَادَمُ مِن رَّبِّهِ كَلِمَاتٍ فَتَابَ عَلَيْهِ إِنَّهُ هُوَ التَّوَّابُ الرَّحِيمُ﴾
Это означает: «Аллаh дал знать Адаму слова для покаяния, которые стали причиной Его прощения. Адам покаялся Своему Господу, и Аллаh простил Его. Воистину, Аллаh Прощающий, Милостивый».
Передано от Муджаhида, что он сказал:
أللَّهُمَّ لاَ إِلَهَ إِلاَّ أنْتَ سُبْحَانَكَ وَبِحَمْدِكَ، رَبِّ إنِّي ظَلَمْتُ نَفْسِي فَاغْفِرْ لِي إِنَّكَ خَيْرُ الرَّاحِمِيْنَ، لاَ إِلَهَ إِلاَّ أَنْتَ سُبْحَانَكَ وَبِحَمْدِكَ، رَبِّ إنِّي ظَلَمْتُ نَفْسِي فَتُبْ عَلَيَّ إِنَّكَ أَنْتَ التَّوَّابُ الرَّحِيْمُ
«Пророк Адам обратился к Аллаhу со словами: «О, Аллаh, нет никакого божества кроме Тебя. Хвала Тебе, Ты превыше всех недостатков. О, мой Господь, я согрешил и прошу у Тебя прощения. Прими мое покаяние. Воистину, Ты Всемилостивый, Принимающий покаяние»».
Аль-Байhакый передал Хадис от ‘Умара ибн Аль-Хаттаба, пусть будет ему больше милости Аллаhа, что Посланник Аллаhа, мир Ему, сказал:
لَمَّا اقْتَرَفَ سَيِّدُنَا ءادَمُ الْخَطِيْئَةَ قَالَ: «يَا رَبِّ أَسْأَلُكَ بِحَقِّ مُحَمَّدٍ إِلاَّ مَا غَفَرْتَ لِي، فَقَالَ اللهُ: فَكَيْفَ عَرَفْتَ مُحَمَّداً وَلَمْ أَخْلُقْهُ بَعْدُ؟ فَقَالَ: يَا رَبِّ لأَنَّكَ لَمَّا خَلَقْتَنِي بِيَدِكَ وَنَفَخْتَ فِيَّ مِنْ رُوْحِكَ، رَفَعْتُ رَأْسِي فَرَأَيْتُ عَلَى قَوَائِمِ الْعَرْشِ مَكْتُوْبًا: لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللهُ مُحَمَّدٌ رَسُوْلُ اللهِ، فَعَلِمْتُ أَنَّكَ لَمْ تُضِفْ إِلىَ اسْمِكَ إِلاَّ أَحَبَّ الْخَلْقِ إِلَيْكَ
Это означает: «Когда Адам совершил ошибку, Он обратился к Аллаhу с мольбой: «О, Мой Господь, обращаюсь к Тебе ради Мухаммада, надеясь на то, что Ты примешь мое покаяние». Тогда было сказано Ему: «Как ты узнал о Мухаммаде, если Он еще не создан?» Адам сказал: «О, Мой Господь, когда Ты создал мое тело и даровал почетную душу, я поднял голову и увидел, что на столбах Аль-‘Арша написано: «Ля иляhа илляллаh Мухаммад Расулюллаh» (Нет божества кроме Аллаhа, Мухаммад – Посланник Аллаhа). И я узнал, что Он – лучший из всех созданий, потому что Его имя написано рядом с Твоим Именем». Имам Аль-Байhакый сказал, что по этой цепочке Хадис был передан только от одного человека – ‘Абдуррахмана ибн Зейда ибн Асляма и имеет степень «да‘иф» (слабый). Однако, его передал также Аль-Хаким, дав ему степень «сахих» (правдивый).
____________________
[1] То был малый неподлый грех, в котором не было унижения достоинства Пророка Адама.