Шестидесятые годы двадцатого века стали прорывными в плане развития науки и техники. Чего стоит только один полет человека космос! Со стороны тогда казалось, что еще немного, и на Марсе будут яблони цвести. А в таких «фирмах», как ОКБ-52 в подмосковном Реутове, с энтузиазмом брались одновременно за разработку космических истребителей, тяжелых ракетоносителей и крылатых ракет для подводных лодок. Увы, с яблонями на Марсе до сих пор ничего толкового не получилось…
В июне 2018-го года отмечается полувековой юбилей принятия на вооружение ракетного комплекса «Аметист», головным разработчиком которого в шестидесятые годы было челомеевское ОКБ-52, создавшее первые крылатые ракеты П-5 и П-6 для советских подводных лодок. От своих предшественников крылатая ракета «Аметист» отличалась возможностью подводного, с глубины 30 метров, старта, наличием твердотопливного двигателя и аналоговой ЭВМ.
Крылатые ракеты «Аметист» изначально предполагалось размещать на АПЛ проекта 661 с последующим окончательными сдаточными испытанием, однако из-за задержек в ходе строительства получившегося очень дорогим атомохода «Золотая рыбка» ракеты были испытаны на головной подводной лодке 670-го проекта К-43.
Атомоход К-43 строился в Горьком на заводе «Красное Сормово», где имелись свободные мощности для производства и квалифицированный персонал. Из-за последующей необходимости переправлять подводную лодку в плавдоке по системе каналов и рек в Белое море конструкторам пришлось приложить много усилий, чтобы уменьшить габариты лодки. Для этого пожертвовали более мощным гидроакустическим комплексом «Рубин», заменив его на более легкий по весу и размерам, но намного менее чуткий комплекс «Керчь». Так же вместо двух, дублирующих в случае чего, реакторов, которые ставились уже традиционно на советские атомные подводные лодки, на К-43 был размещен лишь один реактор, зато более мощный, чем на АПЛ второго поколения проекта 671-го проекта, с механизмами которого во многом было унифицировано оборудование АПЛ К-43.
Дополнительным новшеством для советских серийных АПЛ на К-43 стала конструкция корпуса: срединная часть лодки была выполнена однокорпусной, а кормовая и носовая части – двухкорпусной, что в итоге вместе с механизацией закрытия шпигатных и вентиляционных отверстий превратило лодки проекта 670, головной лодкой которого стала К-43, в одни из самых малошумных советских атомоходов второго поколения. Кроме того, попытка уложиться в заданные параметры привела к тому, что предельная глубина погружения лодки была ограничена 300-ми метрами.
В отличие от атомоходов первого поколения проекта 675, где крылатые ракеты транспортировались в герметичных контейнерах, размещенных попарно сверху прочного корпуса, и перед стрельбой в надводном положении поднимались на угол 14 градусов к горизонту, на АПЛ К-43 контейнеры с ракетами «Аметист» уже изначально были установлены вне прочного корпуса в носовой части под углом 32 градуса к горизонту. Такое размещение контейнеров обеспечило лодкам запоминающийся внешний вид – нос в виде ботинка циркового клоуна.
Кроме восьми крылатых ракет, предназначенных для уничтожения надводных кораблей противника, на вооружении АПЛ К-43 было четыре 533мм торпедных аппарата с боезапасом 12 торпед и два 400мм аппарата с четырьмя торпедами.
АПЛ К-43 была зачислена в состав Северного флота в 1967 году и первоначально базировалась в Западной Лице, откуда до середины семидесятых годов неоднократно выходила на Боевую Службу в направлении Средиземного моря.
После среднего ремонта в конце семидесятых АПЛ К-43 совершила подледный переход Северным морским путем на Тихий океан в качестве охранения подводной стратегической лодки К-223 и с 1980-го года базировалась в Вилючинске на Камчатке.
В 1981-ом году АПЛ К-43 находилась на Боевой Службе 270 суток. За это время она прошла с Тихого океана через Индийский на Красное море. Еще немного, и можно было через Суэцкий канал пройти в практически родное Средиземное. По возвращении из автономки на лодке был вновь проведен средний ремонт и началась ее подготовка для сдачи в аренду ВМФ Индии. Для этого на базе 51-го Учебного Отряда Подводного Плавания во Владивостоке проходило обучение индийских моряков-подводников.
В 1984-ом году К-43 базировалась в бухте Павловского, Приморский Край. Затем – в бухте Малый Улисс во Владивостоке. В 1985-ом году лодка выходила в море с индийским экипажем, причем на ее борту находился и советский экипаж. В результате чего на лодке оказалось более двухсот человек при штатной численности экипажа в сто моряков-подводников.
В 86-ом и 87-ом году индийский экипаж на борту К-43 сдает учебные задачи. А в 1988-ом году на лодке поднят флаг Индии и она, с советскими инструкторами на борту, совершила переход в Индию, где для лодки было организовано новое место базирования. Причем материальное снабжение атомохода там было лучше, чем дома.
3-его февраля 1988-го года на борту АПЛ К-43, переименованной индусами в «Чакру», в море выходил премьер-министр Индии Раджив Ганди. В последующем через службу на борту К-43 прошло много будущих высокопоставленных флотских офицеров Индии.
5-го января 1991-го года закончилась аренда К-43 индусами и лодка вернулась в бухту Малый Улисс, хотя индийское правительство хотело продолжить аренду. Но наступили новые времена и советское руководство мечтало дружить с США, а не с Индией. Так что аренду не продлили.
В конце апреля 1991-го года лодка перебазировалась в Вилючинск, где на следующий год была выведена из состава Военно-морского флота и поставлена на прикол у пирса.
Типа, ни себе, ни людям.
В 2007-ом году АПЛ К-47 «утилизирована».