ЧАСТЬ I : КАК МАСТЕР БЕРНИНИ УКРАЛ ЖЕНУ У ПОДМАСТЕРЬЯ.
Неоднозначным поступком прославился однажды скульптор Джованни Бернини.
В 1636 году взял он себе в подмастерья некоего Маттео Буонарелли из Лукки. Вскоре , как полагается, из Лукки подтянулась в столицу вся итальянская семья вышеназванного Маттео. Среди многочисленных тетушек, племянниц и прочих золовок Бернини обнаружил, что жена парня, Констанца, не лишена некоторой привлекательности.
- А нельзя ли и жену пристроить в вашу организацию? - спросил Маттео.
- Да запросто! - сдержанно ответил Бернини и пристроил девочку своей любовницей.
- А нельзя ли ее официально оформить - чтоб зарплата белая и пенсионные шли?
- Конечно, - сказал работодатель и провел все через документацию : написал двойной портрет себя с Констанцей, а потом закрепил достигнутые соглашения, сваяв мраморный бюст нового члена их сплоченного коллектива. Вот он ⬇️
После завершения рутинной работы директор организанизации удалился с Констанцией в подсобное помещение для разъяснения правил техники безопасности.
- А можно мне тоже послушать? - предварительно спросил муж.
- Нет, - хором ответили участники закрытого совещания.
Этот прецедент был взят подмастерьем на заметку, но ни разу прилюдно не упоминался, а, стало быть, не смог послужить воодушевляющим примером для всех прочих братьев Бернини.
Собственно, я лишь об одном из братьев. О Луиджи. Тому, что на данный момент было 26 ( против 40 Джованни). А так как все вакансии гениев на подотчетный период были закрыты, брат числился среди "талантливых и подающих надежды".
Кроме скульптуры, Луиджи подавал надежды еще в качестве архитектора, математика и инженера-гидравлика. А также создавал невероятные декорации к пьесам брата и играл в них все главные роли.
Черт, а кому нужен такой брат? Джованни был нужен. И Констанце оказался нужен. Конечно, это было проявлением определенной безмятежности с ее стороны. Все-таки Джованни тут был главным. Но очень хотелось. Решив не вмешиваться в природный расклад, Констанца отпустила свой дзен болтаться по воле случая.
Девушку и так несложно было впечатлить, а когда два мажорных парня выплясывают перед тобой гальярду - тут и вообще понимаешь, что жизнь удалась. Она откорректировала свой список стандартов, включив туда пункт "до 26 лет", здраво рассудив, что в случае рождения бамбини, набор генов будет распределяться из той же коробки, из которой родители братьев Бернини и черпали энтузиазм целых тринадцать раз.
Муж посмотрел на это, переложил зубило из руки в руку и ушел на работу. Все были очень счастливы.
Но тут вмешалась злая судьба в лице хейтеров из семейного коллектива подмастерья Маттео. Некто пожелавший остаться неизвестным предложил директору концерна прогуляться у дома Констанцы предрассветным утром.
Не доверяя злым наветам, Бернини-старший все же решил подстраховаться от роли рогоносца и объявил, что уезжает в командировку на пару дней. Сам же, подождав положенное время, направился в ночной дозор. В руках его было лишь кайло ( еще лом), он удрученно подумал, что вот опять приходится работать с тем что есть и двинулся к дому ударницы околокаменотесного труда.
Первой из дома вышла Констанца. Джованни отметил, что девушка слишком легко одета и что не простудилась бы. Далее проследовал его собственный брат Луиджи, заправляющий длинную рубаху в панталоны. Взгляды братьев встретились.
- Что ты тут делаешь? - проговорил Луиджи первое, что пришло на ум.
А Джованни не верил своим глазам. Он даже поначалу хотел было сказать "я только посмотреть", но решил, что это прозвучит несколько нелепо и протянул руку, чтобы поздороваться с братом, совершенно забыв, что держит ею кайло. Тогда он протянул вторую, что с ломом. Луиджи истолковал его жест как недружелюбный и запрыгнул назад в дом.
Джованни проследовал за братом и пригласил Констанцу к ним присоединиться. Однако, эта опция осталась невостребованной. Тогда маэстро пожурил девушку за неконтролируемые плотские позывы, посетовал, что пытался ее обессмертить и даже получил от папы выговор за нецелевое использование мраморного ресурса, затем вторично пригласил войти в дом, бережно придерживая ее за волосистую часть головы. Дома разговор продолжился с прежним накалом.
Девушка отклонила его предположения об измене, уточнив, что технически она не может ему изменить ибо это с ним она уже изменяет своему мужу. А, стало быть, его протест отклоняется и....
"Беги",- сказала она любовнику -2 , уточнив во взгляде любовника-1 его очевидные импульсы и решительные возражения против задуманной ею следующей лексической конструкции о том, что " все мы здесь цивилизованные люди.."
Прежде чем догонять предателя, Бернини-старший глянул в зеркало уточнить, что в его облике подало Констанс идею о передислокации. Увидев свое прекрасное перекошенное лицо, он быстренько сделал набросок и пообещав на прощание : "А с тобой, стервь, я еще разберусь" - хотел уже начать преследование. Однако, увидев испуганное лицо Констанс, быстренько сделал еще один набросок и теперь уже окончательно покинул место событий.
Брат, видимо, все это время ожидал неподалеку - это чтоб все было по пацанским правилам. Тем более, учитывая преклонный возраст Джованни, младший чувствовал, что не имеет права на фору.
Бернини-старший старший оправдал ожидания родственника, сломав ему ломом ребро. Потом подумал и сделал дубль. Почувствовав, что теперь силы равны, Луиджи побежал. Так они и носились по утреннему Риму, перепрыгивая через нечистоты и помойные ямы ибо, что и говорить - проблема утилизации мусорных отходов никогда не теряла своей актуальности.
Когда Луиджи набегался, он пошел к маме и заперся в доме. Видимо, младший был еще и маминым любимчиком, ибо они вдвоем сидели и радовались, что так хорошо спрятались от агрессора.
Гнев Джованни не утихал и он шумно ломился в дом. Затем понял, что устал, достал ключ, отпер дверь и вошел. Бросив сопутствующие инструменты, Бернини-старший вооружился шпагой и намеревался проколоть младшего, прячущегося за мамой. Мама посмотрела на сына так, словно он слишком бурно реагирует и пригрозила пожаловаться папе.
Луиджи в это время проскользнул в дверь и укрылся в храме Санта-Мария Маджоре, взломать который Джованни уже не удалось, а ключа не было.
Все герои этой драмы понесли нестандартные наказания, о чем будет сообщено во II части моих посиделок с братьями Бернини.