В 1985 году волна вандализма на футбольных матчах, покатившаяся по Европе с начала семидесятых годов, достигла девятого вала. Милан-70, Барселона-72, Роттердам-74, Люксембург-77, Турин-80, Вена-84 — это даты не только славной футбольной летописи Европы, запечатлевшей исходы кубковых встреч на высшем уровне. Это и даты национального позора для многих европейских стран. Это даты кровавых побоищ на трибунах или около них, учиненных хулиганствующими, в основном молодыми, болельщиками.
В Милане после драки между шотландскими и голландскими болельщиками более 200 зрителей были доставлены в больницу. В Барселоне были уже и убитые. После побоища в Роттердаме местные газеты писали о том, что со времен войны город не видел подобных сцен. Сотни раненых и разнесенные в щепы трибуны — в Люксембурге, Турине, Вене. И, наконец, кровавый апофеоз в мае 1985 года в Брюсселе, после которого поддержание порядка на трибунах было признано главной заботой и первейшей государственного значения, обязанностью всех устроителей крупных международных футбольных турниров. Так, во время чемпионата мира по футболу в Мексике (1986) на стадионы страны были стянуты едва ли не все силы внутренней безопасности и многочисленные армейские подразделения. Чемпионат Европы 1988 года запомнился не только блистательными матчами, но и крайне неприятными, озлобленными столкновениями болельщиков, в которые вынуждена была вмешиваться полиция.
Сегодня проблема футбольных фанатов стоит не менее остро. Почему же молодые люди ведут себя столь отвратительно на футбольных трибунах? Среди главных причин — предоставленность молодежи самой себе, «ненужность» ее обществу, всего острее выражающаяся в массовой среди молодежи безработице. Существует и опаснейшая тенденция футбольной и общественной жизни последних лет - массовое проникновение в ряды фанатичных поклонников футбола бацилл неонацизма. Психологическая подоплека таких явлений понятна: «болеют» ведь всегда за своих, местных, вот политические авантюристы и занимаются тем, что разжигают местный патриотизм до шовинистического угара.
Давно не секрет, что различные неонацистские группировки, наводнившие рынок самыми разнообразными атрибутами фашистской субкультуры — от аудиозаписей с речами Гитлера до его живописных, скульптурных, чеканных, фотографических изображений, от нацистских песенников до сувениров в виде свастики, — откровенно и настойчиво насаждают среди молодежи культ превосходства одной нации над всеми другими народами, прививают прежде всего расовую нетерпимость.
Не случайно большинство актов насилия на стадионах совершается над иностранцами. Своими успехами любая европейская сборная невольно поставляет таким крикунам удобный материал. Ведь от побед в «укрощенной войне» нестойкие умы нетрудно повести к мечтам о победах в войне другой, «не укрощенной». А насилие на трибунах и есть первый шаг в эту сторону. Вот почему объектами своей пропаганды неонацисты сделали в первую очередь различные объединения болельщиков, существующие при клубах.
У «лишних» людей, как известно, две реакции на так называемое закручивание гаек: полная атрофия гражданских чувств и апатия или слепой и буйный протест. Именно стадионы и кипящие на них страсти становятся в наше время такими же рассадниками человеконенавистнической идеологии фашистского образца, какими в пору восхождения Гитлера были пресловутые пивные.