Полеты с пересадкой намного дешевле прямых рейсов, а иногда и менее утомительнее: можно выйти, размять ноги, и даже посмотреть другие города и страны (о бесплатных плюшках на пересадках я уже писал).
И все давно привыкли: если ты летишь с пересадкой, то, как правило, не нужно получать никакую визу, ведь мы же не выходим из чистой зоны аэропорта. Например, если я лечу по маршруту Москва – Амстердам – Рио-де-Жанейро, то я не делаю себе шенгенскую визу для того, чтобы поменять самолет в Амстердаме. Если я лечу из России в США через лондонский Хитроу и не выхожу погулять в Лондоне, то мне нужна только американская виза, меня без проблем пустят в самолет без британской.
Но за последнее время билетные поисковики сильно «поумнели». Туда постоянно добавляются то лоукостеры, то поезда, да даже автобусы есть. В итоге – в своем стремлении предложить клиенту самый дешевый вариант, поисковики иногда предлагают такие маршруты, которые в здравом уме и в голову не придут.
Я не удивлюсь, если скоро при запросе билетов из Москвы в Барселону, поисковик предложит на «Сапсане» домчать до Питера, оттуда на маршрутке в Финляндию до Лаппеенранты, откуда рейсом Ryanair за 10 евро в Испанию. Итого весь маршрут – 5 тысяч рублей.
Но в этих схемах и таится опасность – человек, не разбирающийся во взаимоотношениях между авиакомпаниями и миграционных вопросах разных стран, может не то что до места назначения не долететь, он родную страну не покинет.
Я тут решил подобрать себе билет в Аргентину. Во-первых, это моя любимая страна, а во-вторых, их сборная на днях позорно проиграла хорватам: самое время сгонять в Буэнос-Айрес кого-нибудь утешить.
Тем более для граждан России виза в Аргентину не нужна – покупай билет и лети хоть завтра. Ввожу запрос билетов: Москва – Буэнос-Айрес.
ЛОВУШКА 1
Поисковик предлагает билет с двумя пересадками – в Милане и Лондоне. И тут кроется главная ловушка – чтобы полететь по этому маршруту вам понадобятся шенгенская и британская визы. Даже несмотря на то, что на обоих пересадках аэропорты не меняются, в обоих случаях придется проходить границу.
Почему? А потому что все эти рейсы выполняются авиакомпаниями лоукостерами: из Москвы в Милан летит Air Italy (бывшая Meridiana), из Милана в Лондон – easyJet, а из Лондона в Буэнос-Айрес – Norwegian. И несмотря на то, что поисковик предлагает вам эти билеты скопом, это не один билет, а три разных.
У этих авиакомпаний нет никаких соглашений между собой, поэтому еще в Домодедово, когда вы будете регистрироваться на рейс, девушка увидит лишь то, что вы летите в Милан, соответственно, у вас должна быть шенгенская виза. В Милане девушка на регистрации увидит, что конечный путь вашего путешествия – Лондон, поэтому у вас должна быть британская виза. Вы можете размахивать распечаткой билетов до Аргентины, но им плевать – без виз вас в самолет не пустят.
И если вы думаете, что дальше, при покупки билетов онлайн-тревел-агентство вас предупредит о необходимости оформить визу, то вы ошибаетесь. Вот как будет выглядеть его предупреждение: стандартная отписка о том, что обратите внимание, возможно вам что-то потребуется.
Вот реальный пример того, как человека завернули при регистрации на рейс. Сооснователь компании «Сырная губерния» Peter Kondaurov в феврале возвращался из Бангкока в Москву. Как мы все знаем, Таиланд – безвизовое для россиян государство, а уж Россия и вовсе Родина, поэтому – какие нафиг визы, если я лечу домой.
Пост Петра об этом можно почитать в Facebook, но я вкратце расскажу: Aviasales нашел ему маршрут с тремя пересадками (в тот момент это был самый дешевый вариант). Рейс первый: Пхукет – Бангкок авиакомпанией Lion Air, второй: Бангкок – Кочин авиакомпанией Air Asia, третий: Кочин – Шарджа авиакомпанией Air Arabia и ей же из Шарджи в Москву.
Петр купил билеты на все рейсы и долетел только для Бангкока, а в столице Таиланда его не пустили в самолет на Кочин потому что у него не было индийской визы. Причина в том, что это все был не единый билет: каждый сегмент этого рейса, кроме последнего, это разные полеты, разными авиакомпаниями.
И Lion Air, и Air Asia, и Air Arabia– это все лоукостеры, у которых нет никаких соглашений между собой. Поэтому в первом аэропорту – на Пхукете – пассажиру дают посадочный только до Бангкока, а не до Москвы. По прилету в Бангкок пассажир снова идет на стойку регистрации (или регистрируется электронно) и получает посадочный до Кочина. Тут-то и случился фак-ап в виде отсутствия визы (виза в Индию хоть и оформляется по интернету, но это не происходит так быстро, чтобы успеть ее получить за время посадки в самолет).
ЛОВУШКА 2
Ок, билет в Буэнос-Айрес тремя разными авиакомпаниями с двумя пересадками – это немного сложно. Возьмем пример попроще: из Москвы лоукостером с одной пересадкой.
Вот реальный вариант - из Москвы в Лондон через Будапешт.
Кажется, все просто – одна пересадка (всего 3 часа), аэропорт менять не надо, рейс выполняет одна авиакомпания, британская виза у меня есть – почему бы не купить билет?
Купив этот билет, если у вас в паспорте нет шенгенской визы, вы никуда не полетите. Дело в том, что авиакомпания Wizz Air – это классический лоукостер, который летает по системе point-to-point, то есть рейсы Москва – Будапешт и Будапешт – Лондон – это два разных рейса.
Вы не сможете в Москве зарегистрироваться до Лондона – только до Будапешта. А чтобы лететь в Будапешт, что нужно россиянину в паспорте? – правильно: шенгенская виза. То есть в Будапеште вы выходите из самолета, получаете на границе штамп о въезде, потом идете на предполетный досмотр, затем опять проходите границу уже на выход из Шенгенской зоны , и далее летите в Лондон.
ВЫВОД: Если летите лоукостером с пересадкой в третьей стране – всегда узнавайте: стыковочный у вас рейс или у вас два разных рейса. Некоторые лоукостеры продают стыковочные билеты. Это, например, испанская Vueling, латвийская airBaltic, арабские Air Arabia и FlyDubai (впрочем, FlyDubai и лоукостером-то сложно назвать). У этих авиакомпаний на пересадке не нужно покидать чистую зону аэропорта, а потому никаких виз можно не оформлять.
ЛОВУШКА 3
Тот же пример: Москва – Будапешт – Лондон. Но обратите внимание на время пересадки – 45 минут.
На самом деле – это нормально. Я часто летал с пересадками и по 45 минут, и по часу, в разных странах и разными авиакомпаниями. Все было точно как по швейцарским часам: я успевал сменить самолет, а грузчики успевали перенести мой багаж.
Но все это было по единому билету. Я особо не волновался: ведь в случае опоздания первого рейса, авиакомпания обязана была мне предложить ближайшую альтернативу, а при необходимости поселить в отель и накормить.
Но это не страшно, когда ты летишь традиционной авиакомпанией. В нашем примере – это ненормально. Вы уже знаете, что у Wizz Air рейсы от точки до точки. Поэтому, если опоздает первый рейс (Москва - Будапешт), второй рейс (Будапешт - Лондон) улетит, и авиакомпания не будет вам ничего выплачивать и сажать на следующий самолет. В данном случае – вы просто не явились на рейс в Лондон. Почему? По чьей вине? – перевозчика не волнует, это ваши проблемы.
Но даже если представить, что самолет прилетел в Будапешт вовремя, вы уверены что за 45 минут успеете покинуть самолет, дойти до границы, пройти ее, получить багаж, выйти в зал прилета, перейти в зал вылета, сдать багаж, заново пройти предполетный досмотр и добежать до своего выхода на посадку?
Даже если вы наизусть знаете аэропорт Будапешта, я сомневаюсь, что вам хватит времени. Несмотря на вашу электронную регистрацию, никто вас искать не будет, самолет улетит без вас. И никакой компенсации от авиакомпании в этом случае – вы просто не явились на рейс.
ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?
Читая все это, кажется, что разобраться в этом аду невозможно и лучше никогда не покупать рейсы с пересадкой. Не надо отчаиваться: главное – перед покупкой билета внимательно смотреть бронирование и, если увидите там разные авиакомпании, узнать, какие у них между собой отношения.
Ведь даже до того же Буэнос-Айреса можно добраться тремя разными авиакомпаниями по одному билету. Например – из Москвы до Парижа долететь «Аэрофлотом», из Парижа до Рио-де-Жанейро Air France, а из бразильского города до аргентинской столицы - Aerolíneas Argentinas. И все это по одному билету, и все эти авиакомпании отвечают «рублем» за ваше опоздание из-за задержки. Почему? – а потому что все они входят в один авиационный альянс – Sky Team – и могут продавать билеты на рейсы друг друга.
Поэтому, например, билет в Аргентину можно искать на сайте того же «Аэрофлота», хотя напрямую он туда не летает. Но билет предложит – просто эти рейсы будут выполняться его партнерами по альянсу: сам «Аэрофлот» отвозит до Мадрида, а оттуда - Aerolíneas Argentinas.
Но если такие слова как «кодшер», «авиаальянс» или «интерлайн соглашение» для вас пустой звук, то при покупке билета лучше уточняйте в авиакомпании или в агентстве все детали маршрута - надо ли менять аэропорт, нужна ли транзитная виза, нужно ли в промежуточном пункте получать багаж.
Если вам понравилось, подпишитесь на мой канал в Яндекс.Дзен и будете получать мои статьи чаще. Вам интересно, а мне приятно. А еще у меня есть канал в Телеграм @ideas4trips
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Рейс с пересадкой. Что можно получить бесплатно
Аэропорт, который обслуживает 7 человек в день
Почему все рекомендации по поиску дешевых билетов - это бред
Как бесплатно летать по Японии