В фильме "Бриллиантовая рука", растасканном на цитаты, в одном из эпизодов прозвучала фраза "Да чтоб ты жил на одну зарплату!", и ее комично-угрожающий смысл был понятен каждому простому гражданину СССР. Давайте посмотрим, как обстояло дело с зарплатами и расходами работника компании Аэрофолот в 1983 году - так называемый период брежневского застоя.
После окончания учебы в авиационном училище молодой специалист по распределению попадает на работу в авиаотряд одного из подразделений Аэрофлота. Авиатехник по специальности, имеющий 4-ый разряд, специалисту определяется зарплата в 124 рубля - это уже после уплаты всевозможных взносов (комсомольские, профсоюзные и т.д.) и налогов. Будучи еще студентом третьего курса, техник женился и потому сумма семейного бюджета, с учетом зарплаты жены в 90 рублей, составляет 214 рублей на двоих.
А теперь расходы молодой семьи: оказывается, что согласно трудовому законодательству того времени, комната в семейном общежитии тем, кто женился во времена студенчества, не полагается. Вот если бы они поженились, когда он уже был сотрудником авиаотряда - было бы другое дело, а так - нет... Поэтому паре приходится снимать скромное жилье в частном секторе за 40 рублей в месяц. Хотя, тут была небольшая поблажка - как молодому специалисту, распределенному в авиаотряд государством, технику полагалась частичная компенсация затрат на жилье, поэтому 10 рублей ежемесячно ему возвращались бухгалтерией предприятия.
И все бы ничего, но проживая вдалеке от таких крупных городов, как Москва и Ленинград, снабжение которых было лучше чем где-либо в СССР, молодому технику и его жене очень редко удавалось купить нужные продукты и вещи по государственной цене. Так, если магазинная свинина стоила 2 руб. 00 коп. - 2 руб. 20 коп., то в городе проживания автора воспоминаний мяса на прилавках просто не было, поэтому его приходилось покупать на рынке втридорога - по цене в 6 руб. 00 коп. - 6 руб. 50 коп.
Чуть позже отовариваться в магазинах не получалось совсем: региональные особенности снабжения были таковы, что в середине 80-х в городе проживания техника ввели карточную систему распределения продуктов. Одному человеку полагалось, к примеру, 350 г сливочного масла и 1 кг костлявой, с синеватым оттенком кожи курицы. И это - не голодные 90-е, когда по талонам жила вся страна, а вполне себе благополучные 1984-1985 годы. Примерно в это же время начались и перебои с хлебом, т.к. из-за низких зарплат работники хлебокомбинатов массово увольнялись с работы, что тут же сказалось на снабжении города.
Остальные работники авиаотряда, у которых стаж работы был более серьезным, выкручивались как могли, хотя им жилось чуть легче: заработок летного состава - пилотов, стюардесс, техников, обслуживающих самолеты, составляла от 200 до 700 рублей + различные премии и надбавки. Но даже с таким уровнем зарплат людей не останавливала возможность подхалтурить - перепродать какое-то количество авиабензина "налево" или принять "дань" от владельцев пасек и пастбищ, чтобы над этими местами не распыляли ядохимикаты, как это было принято в советское время для борьбы с полевыми вредителями.
Однажды был даже такой курьез: ОБХСС (отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности) проводил серьезную проверку всех автомобилей работников этого подразделения Аэрофлота и обнаружил в бензобаке каждой машины авиационный бензин. Дело было масштабным и грозило уголовной ответственностью всем: от техника до командира подразделения. Поэтому на следующий день каждый попавшийся на проверке работник подал заявление об увольнении по собственному желанию. Допустить массовое увольнение квалифицированных инженеров, техников и пилотов означало полностью парализовать работу крупного аэропорта, поэтому дело о нарушении быстренько замяли, а потом и вовсе "потеряли"...