Недолгая музыкальная эра хиппи продолжалась с 1966 по 1969 год. У неё есть чёткие рамки. Она оформилась неожиданно на фестивале в Монтеррее в 1966 году в так называемое "Лето Любви", достигла пика на фестивале в Вудстоке в августе 1969 и столь же неожиданно завершилась крахом на фестивале в Альтамонте в декабре того же 1969 года.
Про фестиваль в Монтеррее я уже писал в статье по ссылке. Никто не планировал этот фестиваль, как фестиваль хиппи-культуры, но так получилось. Организаторы Вудстока уже рассылали приглашения группам под определённый стандарт, тем кто белее менее хипповал, то есть делал музыку определённого направления - уклон в психоделику, усложнение композиций, отход от традиционного рок-н-ролла.
Участников на сцене была пара десятков, я приведу лишь самый заметные имена с комментариями. "В поле" участников было куда больше - около полумиллиона, они забили все дороги и запакостили всю округу. Некоторые из групп отказались приехать, например Битлз, которые находились на грани распада, а некоторые просто не смогли добраться из-за диких пробок, подобных пробкам в Москве в пятницу вечером. Например Iron Butterfly, очень популярная в то время команда не смогла даже арендовать вертолёт - всё было расхватано
В первый день был сильный ливень, часть выступлений перенесли, часть отказались выступать вообще. Из примечательных имён можно упомянуть разве что Рави Шанкара - блестящего индийского музыканта-виртуоза, играющего на ситаре
Индийская музыка тогда была в моде у хиппи, она считалась медитативной и было принято расслабляться с веществами под бесконечные вариации на ситаре. К року это, конечно, не имело никакого отношения, но те же Битлз с подачи Харрисона и Роллинг Стоунз бывало использовали ситар в своих композициях
В этот же день выступала фолк-певица Джоан Баэз и ещё целый набор фолк и кантри-певцов. День выдался облегчённым частью из-за ливня, частью из-за стиля, который был продемонстрирован. Второй день был поэнергичнее.
Для перехода к более тяжёлой музыки был выпущен Карлос Сантана, который в том время только-только выпустил свой первый довольно психоделический альбом Caravanserai - Караван-Сарай и умело вплетал в прихардованный рок элементы латинос и джаза. Ну и конечно уже тогда он был виртуозом и очень разносторонним композитором. Выступление получилось очень энергичным
Далее среди прочих выступали Greatfull Dead, группа очень спецфичная и популярная в Америке и малопопулярная у нас. Честно говоря я тоже не вижу в них ничего особенного в музыкальном плане, поэтому опущу их выступлени. Скажу лишь, что они умудрились затянуть выступление настолько, что публика к этому времени обдолбалась до состояния грогги и вышедшие вслед за ними Криденс глубокой ночью играли фактически сами для себя. Об этом эпизоде упомянуто в моей статье про Криденс
Затем была ещё неряха Дженис Джоплин, певица с большим потенциалом но с низким уровнем самореализации. Тем не менее исполнение её версии старой джазовой вещи Summertime можно оценить довольно высоко
Замыкали день гости из Англии - The Who. Ну как замыкали? Из-за накладок выступление вместо семи вечера началось в пять утра, спящие уже проснулись, всходило солнце и, в итоге, ударные номера Роджера Долтри и Питера Таунсенда получились одними из лучших на Вудстоке, да и в их карьере в принципе. The Who группа тоже себя не доделавшая, хотя шедевров и у них хватает
На третьем дне выступления я бы выделил для начала дебют совсем молодого певца Джо Кокера, будущую знаменитость. Он спел сильно переделанную версию песни Битлз "With a Little Help From My Friends" с невероятной экспрессией
Ещё выделил бы группу, которая мне всегда нравилась - Ten Years After. Ребята талантливо и упорно двигали блюз и рок-н-ролл в хард-рок и добились значительных успехов за свою не очень долгую карьеру. Я их всегда слушаю с удовольствием, особенно хороша гитара Элвина Ли. Ребята, как и участники The Who, британцы. И сразу чувствуется серьёзная музыкальная база и серьёзный подход
Ну и конечно мощным аккордом на Вудстоке выступил Джимми Хендрикс. Без него и Вудсток не стал бы столь известен. Теперь Вудсток позиционируется часто, как фестиваль. Большей частью из-за того, что Хендрикс исполнил там американский гимн на гитаре, имитирую бомбардировки во Вьетнаме. Это произвело на всех сильное впечатление и, можно, сказать, что он спас реноме Вудстока, дав ему хоть какое-то направление действительно программного действа, а не сборища бездельников, употребляющих наркотики и валяющихся вповалку в грязи
Стоит отметить тех, кто не смог поехать и потом, после широкого резонанса, жалел или нет - не важно. Битлз, Лед Зеппелин, Дорз, Чикаго, Фрэнк Заппа, Боб Дилан, Прокол Харум. Любой из этих музыкантов добавил бы Вудстоку баллов, несомненно, особенно первые три имени
В целом о Вудстоке у меня, да и у многих, двойственное впечатление. С одной стороны там выступала куча шлака, организация была аховая, собственно поведение зрителей кошмарным ну не тянет он на уровень того великого фестиваля, который ему потом расписали. С другой стороны - а второго такого и нет, сравнить не с чем и некоторые исполнители прыгнули выше головы и сильно запомнились, а некоторые получили волшебный пинок и стали знаменитостями вроде Джо Кокера и Карлоса Сантаны