Если вы подумаете о Великобритании, что придет вам на ум? Биг-Бен, five o'clock и красные автобусы? Если вы немного интересуетесь модой, то вы знаете, что Лондон - это Мекка для фэшн-фриков. А если вы немного знакомы с историей моды, то вы точно знаете, что панк-культура родилась именно здесь. А крестной матерью этой культуры стала вот эта эксцентричная Дама - Вивьен Вествуд.
Вивьен Суайр родилась в 1941 году в графстве Чешир, Англия в семье фабричного рабочего и прядильщицы хлопка. В 1958 году ее семья переезжает в Лондон и Вивьен поступает в художественную академию Харроу, но бросает ее через полгода со словами "Понятия не имею как девчонка из рабочего класса может зарабатывать на искусстве". И Вивьен выбирает более приземленную профессию - учительницы начальных классов. В 1962 году она выходит замуж за Дерека Вествуда всего на три года, но с тех пор она навсегда Vivienne Westwood.
В 1967 году она встречает Малькольма Макларена, менеджера (а еще продюсера и дилера) панк-группы Sex Pistols. С Маклареном союз получился более, чем продуктивным - помимо двух детей, они сделали самый известный панк-магазинчик во всей Англии - и назвали его Let It Rock.
Магазинчик на Кингз-Роуд (а точнее половина магазинчика, на весь не хватило денег) становится центром притяжения для всех панков Британской Империи. Название магазинчика менялось пять раз, но в истории осталось самое короткое - SEX. Малкольм продавал в нем пластинки панк-групп, а Вивьен продавала свою одежду. Но это была не просто одежда.
Вивьен и Малкольму очень нравилось шокировать публику. Они продавали то, что сейчас можно найти в красных комнатах секс-шопов. Они воспевали девиантное поведение. Они сделали фетиш модным. Ошейники, чокеры, шипы, клепки, молнии, разорванная одежда, потеки краски, латекс, смирительные рубашки - все, что угодно.
Молодежь жаждела крови. Молодежь хотела быть услышанной. Молодежи не нравилась политика в стране. И панк пришелся очень кстати. Одежда стала способом уличного протеста. Она была одновременно барьером от внешнего мира (шипы и клепки появились не просто так) и способом растормошить консервативное общество. В общем, kids aren't alright.
Эра панка была яркой, но недолгой. После распада Sex Pistols Вивьен понимает, что не создана еще та школа, где она могла бы стать учительницей, и она окончательно уходит в моду. Первую свою коллекцию она выпустила в 1981 году. Она называлась "Пираты".
Далее последовала пулеметная очередь из коллекций, вдохновленных чем угодно: от средневековой охоты на ведьм до фильма "Бегущий по лезвию". Самое главное, что надо знать по Вивьен как про дизайнера (и как про человека) - это то, что она любит природу. В ее дизайнах всегда можно увидеть природные материалы: невыдубленная овечья кожа, шерсть, лен, хлопок. Узнаете дочку прядильщицы?
А еще Вивьен очень любит национальные костюмы. Любые. От русских кокошников до национальных костюмов пастухов в Перу. И еще один факт про Вивьен: она очень любит нижнее белье. Настолько, что идея прятать его под одеждой ей кажется глупой. Пижамный стиль? Выйти на вечеринку в ночнушке? Ну, теперь вы знаете кто это придумал.
Новый Викторианский стиль
Но нельзя вытащить Британию из британки. Несмотря на всю свою любовь к свободному крою, в 1985 году Вествуд обращается к викторианскому стилю. Да-да, корсеты и кринолины. Только короче. Намного короче. Все-таки это были лихие 80-е.
Всю вторую половину 80-х Вивьен занималась английским традиционным костюмом. Твид, корсеты и кринолины. Make Great Britain Great Again.
Далее пришли лихие 90-е. И пока все поголовно занижали талии и оголяли пупки, Вивьен придумала новый способ показать кожу. Одежду же можно разрезать!
Коллекция называлась Cut, Slash and Pull: режь, рви, тяни. Можно вывести девушку из панка, но панк из девушки - никогда. Тогда же Вивьен впервые представила свои фирменные каблуки, которые до сих пор остаются символом марки. У них есть одна особенность: они высокие. Очень высокие. Настолько высокие, что с них грохнулась даже Наоми Кэмпбелл. А Вивьен носит, и ничего.
Девяностые были расцветом консьюмеризма и штамповки товаров массового потребления. Энди Уорхол был бы счастлив, но у Вивьен было свое мнение на этот счет. Она говорила, что люди за всю историю не одевались так убого и что джинсы - это худшее, что случалось с человечеством. Поэтому она решила показать людям, как подобает одеваться современному homo sapiens. И создает платья неземной красоты. Одно из них вы точно видели!
В начале 90-х случается еще одно значимое для бренда (и для Вивьен) событие: к ним в ателье приходит молодой парень из тирольской деревушки в Австрии, Андреас Кронталер. Он - молод, талантлив, бисексуален, красив и с ума сходит по Вивьен. Она - владелица известного бренда, старше Андреаса на 25 лет и в отношениях с момента развода с МакЛареном (в 1977 году!) замечена не была. Андреас ночует на диване в студии, кроит и шьет день и ночь, пока Вивьен наконец не замечает его старания. Они поженились в 1992 году. В 2001 году появится линейка Andreas Kronthaler for Vivienne Westwood.
Политический активизм
Как и любой панк, Вивьен любит протестовать. В особенности против глобального потепления. Она настолько против массового производства вещей, что отказывается расширять даже собственный бренд, производя вещи исходя из точно рассчитанного спроса. Она протестует против цензуры, войны и Брекзита. Она носит футболки с Джулианном Ассанжем и Челси Мэннинг. Она дружит с Памелой Андерсен (тоже, кстати, известный экоактивист) и ездит смотреть на таяние ледников в Антарктику. Она создала фонд Climate Revolution, который борется с загрязнением Всемирного океана и выбрсом парниковых газов. Она ненавидит концепцию fast fashion - поэтому вещи бренда Vivienne Westwood не выходят из моды и носятся десятилетиями. Хотите спасти планету - начните со своего шкафа.
Позиция Вивьен-дизайнера и Вивьен-активиста по сути одна и та же: думайте своей головой. Вивьен против навязывания стереотипов, бездумного проглатывания рекламы и беспечного отношения к экологии. Помните кричащие майки панков? А разве для того, чтобы сделать заявление, на одежде обязательно что-то писать? Дело в том, что ваша одежда всегда говорит за вас. Она описывает ваш выбор. Вивьен за то, чтобы сделать этот выбор осознанным.
Способ ведения бизнеса у нее тоже специфический: она свернула 33% производства в 2011 году исключительно для того, чтобы сохранить уровень качества и личный контроль над дизайном. Она подала в суд на компанию, которая слишком низко оценила стоимость ее бизнеса и заплатила за это лишних 350,000 фунтов стерлингов в налогах. Она принципиально отказывается открывать новые магазины, даже в таких "рыбных местах" как Токио и Абу-Даби, чтобы не расширять производство.
И все же, ее личное состояние оценивается в 185 миллионов долларов, а у ее бренда более 500 бутиков по всему миру. Кажется, она нашла способ заработать на искусстве.