Как понять, где расположена грань между естественными человеческими эмоциями и наличием у него тревожно-фобического расстройства? На помощь придёт здравый смысл и логика: как известно, основополагающая функция страха – ограждение человека от опасности, либо, если опасности избежать не удастся – мобилизация организма для борьбы. Соответственно, если в преддверии какого-то важного события (в нашем случае – публичного выступления) человек испытывает волнение и небольшой страх – это вполне нормально и хорошо, так как страх заставляет его быть более энергичным и внимательным. Если же страх носит деструктивный характер, отнимающий у человека энергию и волю, превращая его в нечто недееспособное – это совсем другое дело.
Ещё одним критерием отличия можно считать направленность страха: человек, не подверженный глоссофобии, выступая перед новой и незнакомой аудиторией конечно будет волноваться, но постепенно, при более длительном контакте, волнение будет уменьшаться. Глоссофоб же будет подвергаться своему страху постоянно, в том числе если он будет выступать перед группой своих знакомых и коллег. В первом случае страх направлен на неизвестность, во-втором – сам на себя.
Но панический страх сам по себе – ещё пол беды. Подкрепляют неприятные ощущения вполне осязаемые соматические (физические) симптомы, например:
проблемы с дыханием («ком в горле»);
повышенное потоотделение;
головокружение;
мышечное напряжение;
головная боль;
одышка при отсутствии физической нагрузки;
тремор;
сухость во рту;
отток крови от конечностей и лица;
учащённое сердцебиение;
изменение артериального давления;
неприятные ощущения в области груди и сердца (сдавливание, боль);
проблемы с речью (дрожание голоса, изменение его тембра).
В особо-тяжёлых случаях встречаются:
полная утрата способности говорить;
рвота;
обморок;
непроизвольное мочеиспускание.
Если глоссофоб склонен к катастрофикации и он не понимает реальных причин возникновения описанных выше симптомов (у каждого из описанных симптомов есть своё логичное и рациональное объяснение), он скорее всего начнёт ещё больше пугаться (уже симптомов), преувеличивая их значимость, тем самым запуская спираль развития панической атаки, которая и станет апогеем его публичного выступления.