Помните конец 90-х, начало 00-х? Тогда всем было непросто, квартиры стоили от 10 тыс у.е. (С-Пб и Подмосковье), а завидным женихом у девушек считался всякий, кто имел в месяц доход 1 тыс долларов и больше.
В то время учился я в Академии Гражданской Авиации города Санкт-Петербурга, закончив до нее Бугурусланское летное. Обычный путь для выпускника среднего училища тех лет - на летную работу устроиться было нереально, вот и пытались новоиспеченные пилоты продолжить обучение, в надежде, что когда-нибудь ситуация изменится. В те годы работа пилотом была очень непрестижной, конкурс в училищах был три места на одного человека, да и контингент был, скажем так, не очень интеллигентным.
В общем, мрачный был период.
Ссылка на рассказ об учебе в Бугурусланском летном училище: "Вся жизнь мечта, вся жизнь полет!"
Это сегодня благодаря стараниям генерального директора Аэрофлота только и слышно, что пилоты-де, зажрались. С такими-то деньжищами, да еще и требуют к себе какого-то особого отношения! В то время, как космические корабли бороздят просторы Большого Театра...
В Академии слушателей командного факультета питанием не обеспечивали, приходилось кормить себя самим. Изначально, во времена СССР идея Командного факультета заключалась в том, что на нем будут учиться "взрослые дяди" от Аэрофлота, состоявшиеся мужики, которым авиакомпания будет платить деньги во время их обучения.
Однако после развала СССР концепция изменилась и на КФ учились в-основном такие, как я - вчерашние выпускники училищ. Концепция изменилась, но кормить нас никто не стал. Наши средства к существованию заключались в стипендии (150 рублей, и то, если повышенная) тем, учился на бюджетном и не имел троек, помощи родителей и личных заработках.
О последнем я и хочу написать.
* * *
Самым распространенной подработкой была разгрузка вагонов. Когда я перешел на третий курс, ко мне в комнату поделился Андрей, знакомый еще по Бугуруслану. Крепкий парень, настоящий Шварценеггер, который мог в одиночку за ночь разгрузить 36 тонн. Поверьте, это очень до фига!
Здоровья это, конечно же, не добавляло. Я однажды вызвался "подработать", однако в процессе погрузки мой коллега не очень удачно снял коробку с замерзшими окорочками (20 кг) и она мне чувствительно пролетела по ноге. Слава богу - по касательной. Лишь чудом обошлось без травмы.
После этого инцидента я решил, что данный вид приработка не для меня. Но кто-то из вчерашних пилотов и авиатехников сделал на этом карьеру, начав с разгрузки вагонов, продолжив тем, что организовывал студентов на разгрузку, и вырос далее в манагеры и директоры...
Но уже не в авиации.
* * *
На втором курсе Академии у меня был занятный опыт подработки охранником... в Петербургской синагоге! Во как! Находилась она где-то в районе канала Грибоедова, целый месяц ночь через ночь я там /охранял/ спал. Посмотрел на жизнь ортодоксальных евреев, даже имел несколько философских диалогов...
В общем, на месяц меня только и хватило. Заработал я целых 500 рублей, что в пять раз больше МРОТ того времени, в три с лишним раза больше повышенной стипендии студента Академии.
На четвертом (выпускном) курсе после зимней сессии, "концепцией" предусматривалась преддипломная практика в авиапредприятии, которое отправило специалиста повышать свой уровень образования. То есть, так должно было быть по задумке тех, кто Академию в свое время открывал. В нашем же случае, практика (если повезет) заключалась в том, чтобы прийти хоть куда-нибудь и упросить поделать хоть что-нибудь... Ну или просто рядом постоять. Мне повезло - мне удалось два летних сезона немного поработать на химработах в "Алтайский авиалиниях".
Ссылка на рассказ: "Романтика прошедших лет. Химические полеты"
Я и диплом-то писал на тему повышения производительности при обработки полей за счет новой методики (правда, этой "новой методике" уже лет ..цать было) на базе авиакомпании "Алтайские авиалинии". Более того, ее ГенДир как то вызвал к себе в кабинет и завел разговор о том, что он приглашает меня работать после окончания Академии... но на вертолет. Мне было очень сложно отказаться, было очень неудобно перед ним - ведь, повторюсь, не каждому студенту удавалось пройти нормальную производственную практику.
В общем, моя практика той зимой была уже вполне "стандартной". Полетов на Ан-2 все равно в зимний период практически не было, а дома сидеть было невыносимо (по причине существовавшей в тот момент сердечной депрессии из-за одной питерской барышни). Я начал задумываться о том, чтобы найти себе занятие на этот период и хоть немного заработать.
По телевизору в бегущей строке увидел объявление: "Клуб "Пилот" приглашает на работу официантов". Ну, чем не работа для пилота? Позвонил, назначили день "кастинга", надел костюм поприличнее и пошел.
Не могу удержаться от улыбки, вспоминая тот день. Там реально был кастинг! Пришло человек пятьдесят - по их шумным разговорам, все прям опытные такие официанты. Ну, думаю, ловить мне сегодня особо нечего. Тем не менее, записался в очередь, сижу, жду. Периодически от администратора выходят "претенденты", новые заходят...
Прошел час, второй... Народ волновался, я один, наверное, сохранял олимпийское спокойствие - мне терять-то было нечего, эта работа не была смыслом всей моей жизни.
В итоге все закончилось очень неожиданно. Из кабинета вышла администратор, показала пальцем на трех симпатичных девушек и двух парней, в том числе и на меня - видимо, костюмчик был все-таки хорош, да и я - на академовских харчах - был строен, не успел отожраться.
Я зашел в кабинет, где состоялся диалог:
- Опыт работы официантом имеете?
- Нет.
- Санитарная книжка есть?
- Нет.
- Хорошо. Сегодня в ночь приходите, посмотрим.
В общем, из всей толпы нас пятерых и взяли. Наверное, у остальных были санитарные книжки.
Там я проработал месяц, получив весьма занятный жизненный опыт. А также 1000 рублей в виде зарплаты и в три раза больше на приработках официанта.
* * *
После возвращения в Питер я вдруг решил, что хочу после окончания учебы остаться в этом городе. По правде сказать, мне и до сих пор Питер кажется лучшим городом в стране. В то время для того, чтобы претендовать на работу пилотом в авиакомпании "Пулково" необходимо было встать в очередь и трудоустроиться в любом из наземных подразделений.
Пулково в начале века в глазах пилотов выглядело ну... примерно как Эмирейтс сегодня. И даже опытных капитанов с 1-м классом не брали вот так вот, "с улицы"... Только через очередь, только через работу на земле.
Я устроился работать в ВОХР (подразделение военизированной охраны) и проработал там почти полгода, с первого месяца начав получать 4.5 тысячи рублей. Поверьте - мне, студенту, тогда это казалось огромной суммой! Я проверял пропуски у пилотов, идущих на вылет, либо впускал/выпускал автомашины. Иногда, когда я стоял на перроне и глядел на белоснежные Ту-154, к горлу комок подкатывал: "ну когда же я окажусь по ту сторону барьера?"
У меня были планы поступить в аспирантуру (не из любви к науке, а для того, чтобы сохранить койко-место в общаге), и еще два месяца после окончания Академии я прожил в Питере.
Однако, в итоге, я вернулся на Родину, в Барнаул, так как лелеял некоторые ожидания, связанные с трудоустройством - сначала мне что-то обещали в полубандитском Аэроэкспресскруизе, затем в авиакомпании "Сибирь"... Первая накрылась медным тазом (аферисты были те еще), а во второй меня кормили обещаниями до марта следующего года.
И так тогда и не взяли на работу.
* * *
Сентябрь... Октябрь... Ноябрь... Дома сидеть определенно не хотелось. Я устроился на работу... кладовщиком на склад пиволимонадных изделий. Два через два.
Это был обалденный опыт! Зима, сибирские -30. Почти неотапливаемый склад готовой продукции, в котором в каждый момент времени находилась продукция на 2+ миллиона рублей (а доллар тогда стоил 30). Под моим началом бригада из пятерых грузчиков разных возрастов... Простые мужики с трудной судьбой, среди них был и бывший заключенный. Да и сам порой работаешь как грузчик - что делать, если надо? Приходит вечер, ты вроде домой собираешься, однако приезжает припозднившаяся фура, босс дает двести рублей - чтобы купили бутылку водки и закуску... И вперед и с песней - разгружать фуру!
Зарплата - полторы тысячи рублей. И очень хорошая физическая форма.
Отработал я два или три (не помню уже) месяца, как впереди забрезжил свет... выключенный позже уже однозначным отказом в "Сибири". Я распрощался с бригадой.
* * *
Это было в начале 2003 года.
Мне отказали в "Сибири", в Тюменьавиатрансе (ныне ЮТэйр), и вдруг мне сказочно повезло трудоустроиться в красноярский Сибавиатранс, где я не только начал-таки "отжираться" в качестве пилота, но и познакомился с шахтерским бытом.
Точнее, познакомился с ним я в Норильске, бывшим основной базой для нашего Ту-154. В то время я активно посещал интернет-форумы и увлекался авиасимуляторами. Вот через последнее увлечение, узнав, что я базируюсь в Норильске, на меня вышел местный фанат авиации, бригадир шахтеров. Для него эта встреча стала роковой - заразившись полетами от "реальных пилотов", он в будущем сумел с ног на голову перевернуть и свою жизнь, и жизнь семьи... но стал-таки пилотом гражданской авиации, и сейчас летает капитаном на большом самолете.
А тогда я сам был в шоке от того, насколько можно фанатеть от авиации... С душой относиться к каждому "артефакту" - например, книжке Игоря Супрунова * "Летать - это просто", к старым настоящим аэронавигационным картам... Увидев эти "реликвии", я чуть не прослезился - в красноярском аэропорту они в туалете заместо бумаги лежали.
* Когда-то Игорь Супрунов закончил летное училище, но не смог устроиться на летную работу - наступил кризис. Он увлекся симуляторами, написал книгу... Прошли годы, удача ему улыбнулась - его взяли на работу в Аэрофлот. Гендиректор этой авиакомпании уже тогда в своих публичных интервью не раз жаловался на то, что пилоты-де, суки те еще, слишком много кушают, и все время недовольны... В то время, как...
Игоря убили, когда он возвращался домой после рейса. Бандиты повелись на его форменную одежду. Летчик - значит, много зарабатывает.
Мой новый друг был шахтером. Более того - бригадиром. Зарабатывал он в шахте примерно в 5-6 ( и более) раз больше, чем я, второй пилот Ту-154. Чтобы было от чего отталкиваться - максимальная моя зарплата после налета 81 час в Сибавиатрансе составила 11.400 рублей в месяц. Дополнительный приработок мы привозили на своих горбах - промышляя "коммерцией" параллельно с полетами - в Краснодаре купить бананы, в Норильске бананы продать. И все равно выходило меньше, чем у шахтеров. Значительно меньше.
Ссылка на рассказ: "Романтика прошедших лет. Норильск, Ту-154 и коммерция"
Однако, счастье деньгами не купишь, в итоге "престижная денежная работа" была послана им подальше, машина и квартира проданы - человек осуществлял свою Мечту.
И долго он еще шел к той "норильской зарплате" - постепенный рост доходов у пилотов начался лишь в году 2008-м, ускорившись в 2012-м, когда их вдруг стало почему-то не хватать.
Словами некоторых домохозяек, мы "долго зажирались".
* * *
Вот таким был мой жизненный путь к белым рубашкам и хорошей кухне.
В качестве резюме обращусь-ка я к младым читателям, которые с опаской глядят в свое ближайшее будущее и периодически пытают меня "что же делать после окончания летного училища?" Мол, стоит ли вообще идти в пилоты? Возьмут ли меня в Аэрофлот или Сибирь, и сколько я буду зарабатывать?
Главное, что я могу сказать по своему описанному выше опыту - не вешайте нос и сохраняйте оптимизм и веру в то, что "у нормальных парней все будет хорошо". У меня не было сомнений, когда я шел в авиацию в очень трудное для страны и пилотов время, гораздо более тяжелое и непроглядное, чем сегодня.
Но ни в коем случае не надо идти в авиацию, если приоритетом являются деньги. Позавчера их не было, потом появились, затем снова потерялись... снова появились. Авиация - это нечто больше, чем материальные блага. Быть пилотом - это состояние души!
Спасибо за внимание!
Летайте безопасно!
Понравился рассказ? Жмите "большой палец вверх", подписывайтесь на канал!
Эти и другие рассказы о летной работе - на канале "Небесные истории"