Американский писатель Клиффорд Саймак (1904-1988) является одним из классиков научной фантастики, вместе с тем обращаясь и к тематике фэнтези. Так, ему принадлежит роман "Братство Талисмана", который мы еще упомянем ниже, и который можно отнести к твердому фэнтези, а также "Заповедник гоблинов", несущий в себе элементы как фэнтезийные, так и научно-фантастические. Романы "Пересадочная станция" и "Когда в доме одиноко", "Почти, как люди" и "Братство Талисмана", приоткрывают некую завесу, скрывающую мировоззрение автора, весьма интересное, привлекательное своими идеями, и в то же время таинственное и, в некотором смысле, неуловимое.
Устами своего персонажа, Клиффорд Саймак, в романе "Братство Талисмана" высказывает мысль о связи христианства и прогресса - в мире, где Евангелие утрачено - наука, культура и общество перестают развиваться, застывая в средневековье. Это коррелирует с мыслями других деятелей науки и культуры, так как идея участия христианства в развитии цивилизации, с этой точки зрения несомненна. Но чтобы понять то, что имеет ввиду сам Саймак, следует обратиться к его роману "Почти, как люди". Тут прогресс продолжается, и шагает очень далеко. В мире полностью исчезает война, а также другие виды насилия. Общество развивается в плане этики и гуманизма. Таким образом, следуя методу сравнения, можно предположить, что Саймак выделяет в Евангелии прежде всего этические и гуманистические черты, во всяком случае в этом контексте.
Очень интересным моментов для теологов или религиоведов представляет история Отшельника, который не знал, как молиться, у него не было возможности ознакомиться с аскетическими практиками, и он просто смотрел на свечу. Однако, это простая многочасовая концентрация, которой он упражнялся годами, дала свои плоды, наделив его некоей духовной силой, что видно из повествования "Братства Талисмана".
В романе "Пересадочная станция" мы снова сталкиваемся с Талисманом, уже с другим. На самом деле, на пересадочной станции находится много артефактов, на наиболее интересен один, могущественный артефакт, в котором сосредоточена духовная энергия мира. Он был похищен когда-то, и случайно попал на станцию; проводником, неким посредник между артефактом и Вселенной должен кто-то стать, возможно, кто-то из героев романа.
Энергия духовности. Клиффорд Саймак помещает ее в артефакт. Можно предположить, что именно из-за ее отсутствия на Земле назревает крупный военный конфликт, да и нестабильна ситуация во всей обитаемой Вселенной. Причем духовность эта принадлежит не только людям, но и всей обитаемой Вселенной, точнее говоря, всем ее разумным существам. Можно сказать, что Саймак на место антропоцентризма, ставит разумоцентризм. Значит, должен существовать закон, или ряд законов, которые делали бы любой разум чем-то одним, с другими разумами. Значит, каждый разум может обладать сознанием, или тем, что на Востоке называют атманом. Значит прогресс это не просто развитие, которое, в том числе, включает в себя борьбу, конкуренцию с другими видами. У Клиффорда Саймака выходит, что прогресс это сближение (или поиск) одного разума с другими. Развитие общее, для всего разумного. Его суть не в конкуренции, а в понимании, не в борьбе - а в сближении, не в войне, а во взаимодействии.
В этом контексте можно сказать, что Клиффорд Саймак наметил пути прогресса в этический области, трудясь на этом поприще вместе с другими авторами и мыслителями. Открывая страницы его романов, мы погружаемся в облако мыслей, которые содержат многие идеи, может быть не всегда сполна оформленные, но весьма любопытные. Это идеи, сконцентрированные вокруг, в том числе, этических проблем, с которыми человечество сталкивается при, пока, гипотетическом взаимодействии с иными цивилизациями. Таким образом, Саймак формирует будущую галактическую этику. Но этот же ряд проблем является также и внутренним проблемным полем для самого человечества. И тогда мы подходим, с одной стороны, к вопросу взаимодействия стран, наций, государств, с другой же - "Я и Иной". И, как показывает автор, а вместе с ним и история общества, прогресс в этической области столь же важен, сколь и в других областях человеческой культуры и науки.