Пропорции маленьких городов имеют свою собственную привлекательность. Они не слишком большие и не удушающе маленькие. В них витают воображение, энергия, дух общности. Однако даже прекрасные детские сады далеки от садов в Реджио. Дело не только в том, что система присмотра за детьми выстроена лучше, чем где-либо. Больше всего поражает то, как культивируется воображение, в то же время усиливая у детей oсознание их возможностей. Это выражение чего-то глубоко укорененного в самом городе, что-то очень «Реджиано». В Реджио человеку дается встреча с редкой формой учтивости - драгоценной формой взаимного уважения. Может быть, этого легче достигнуть в маленьком городе, а может быть - отражение преимущества Реджио в сфере образования.
Культивирование воображения - первостепенная вещь. Но для этого недостаточно читать сказки. Это воображение, которое спасает всех нас от очевидного и банального, от заурядности жизни. Воображение превращает факты в гипотезы. Даже тень, брошенная на пол это не только тень, тайна. Попытайтесь нарисовать ее и поймете, о чем я. Однажды в муниципальном детском центре «Реджио» при наблюдении за 4-летними детьми, которые сначала выставляли тени, а потом пытались их нарисовать, было видно, что онцентрация была абсолютной. Но еще более удивительной была свобода обмена идеями и воображаемыми представлениями о том, что происходило в тенях. Им было настолько странно, что они уменьшились или раздулись один ребенок спросил: «как у нее получается переворачиваться? Что ты имеешь в виду "переворачиваться"»,- спросил другой ребенок. Здесь мы имеем дело не с индивидуальными фантазиями. Мы все были вовлечены в то, вероятно, самое человеческое в человеке, что эксперты сейчас любят называть «интерсубъективностью», что означает достижение обеими сторонами понимания того, что другие имеют в виду.
Опыт «Реджио Эмилия»
За последние 50 лет эта система разработала свой собственный набор философских и педагогических методов школьной и дошкольной организации и принципов экологического проектирования, которые, взятые как единое целое, мы называем Реджио Эмилия. Эта система питает интеллектуальное развитие ребенка через постоянное нацеливание на символическое представление. Маленьким детям создаются условия для исследования среды и самовыражения всеми многочисленными способами, используя все «100 языков», в том числе вербальные, коммуникативные, познавательные, этические, метафорические, логически и отношенческие. Дети экспериментируют развивают и свои умения использовать разговорную речь, жесты, рисование, живопись, строительство, скульптуры из глины и проволоки, теневую игру, музыку, коллажи, театр, и сочинение историй. Вопреки некоторым подходам работе с детьми младшего возраста, учителя Реджио подчеркивают достижения каждого ребенка в самовыражении и поощряют выбор своих собственных способов мышления и действия. Например, вместо того, чтобы заставлять малышей читать, учителя стимулируют разговорное общение детей через описание предметов, сочинение историй и другие средства так, чтобы каждый помогал своим друзьям развивать речевые навыки. Вместо длительных практических занятий акцент делается на установлении значимого эмоционального отношения к предмету по конкретному проекту. Основное внимание уделяется созданию образа предмета или понятия, изобретая разные способы его выражения, вместо того, чтобы переводить картинку, цифры или музыку в слова или заданные алгоритмы. Дети выбирают разные формы выражения: движение, живопись, скульптуру, анимацию, игру... В Реджио большое внимание уделяется техническим средствам (проекторам, компьютерам, световым коробам и тд), чтобы дать детям максимум способов сделать свой образ видимым.
C самого начала в Реджио большое внимание уделялось партнерству «Родитель-Педагог-Дети». Другими важными особенностями являются использование небольших групп в проекте (тема одна, но за одним сто- лом лепят, а за другим строят), непрерывность контакта «Учитель-ребенок» (в идеале до 3 лет) и метод управления на принципах общности. В Реджио образование рассматривается как общественная деятельность и способ приобщения к культуре посредством совместных экспериментов детей и взрослых, а также последующих размышлений и обсуждений. Этот подход позволяет взглянуть на ребенка как на исследователя, допустить исследование и открытие, не ограниченное временем (open-ended), пересмотреть роль учителя и школы. Образовательная работа в Реджио никогда не становится жестко установленной и рутинной. Она всегда подвергается пересмотру и экспериментированию. Таким образом, Реджио в полной мере раскрывает не только потенциал детей, но и педагогов. Все эти аспекты говорят о том, что подход Реджио Эмилия важнейший во всем мире.
Susanna Mantovani из Миланского университета суммировала интеллектуальные тренды, которые доминировали в отзывах ее коллег о подходе Реджио. Ключевые фразы о педагогике были следующими:
1. Педагогика благополучия -физического и эмоционального.
2. Педагогика хорошего вкуса - педагогика, в которой важны качество и эстетика материалов, оборудования, изображений (их «вкуса» или «аромата»)
3. Педагогика отношений - педагогика, в которой важны межличностные и социальные связи. 4. Педагогика непрерывности - предполагает связь учительской и детской группы в течение нескольких лет.
5. Педагогика участия - участие родителей и общественности в жизни центра
6. Педагогика документирования - документирование всего, что связано с детьми и процессами, в которых они участвуют. Разрешение взрослым и детям знакомиться с прошлым опытом, обновлять записи и обдумывать заново
7. Педагогика культуры - осознание культурной природы идей и действий.