Видеоигры иногда оказываются в центре криминальной сводки: подросток, который стал агрессивным якобы из-за жестоких игр, нападает на родителей или сверстников. О таких случаях сообщают каждый год. Затем чиновники, в глаза не видевшие игры, начинают лоббировать законы об их запрете. Мы поговорили с белорусским психологом Жанной Алешкович о жестоких видеоиграх и выяснили, действительно ли лучше держать ребенка подальше от них.
— Могут ли видеоигры побудить к насилию?
— Существующие на данный момент видеоигры не могут этого сделать, если их правильно использовать. Такая же ситуация и с любой вещью: например, вы покупаете острый нож. Он вызывает желание причинить кому-то вред? Когда нож попадет, скажем так, в неумелые руки — да, безусловно. А при правильном обращении от него будет только польза. Истинные преступники мало увлекаются играми. Главные причины насилия — психические качества личности и отношения в семье.
— Неправильное использование — это как?
— Нужно уделять играм поменьше времени. В противном случае будет вред здоровью и психическому, и физическому. Определить временные рамки сложно, все очень индивидуально. Но раз мы говорим именно о жестоких играх, связанных со стрельбой, насилием, уничтожением чего-либо, то нужно свести к минимуму взаимодействие ребенка с ними.
— Люди часто не замечают своей зависимости, объясняя тягу к чему-то увлечением. А игровая зависимость, как уже доказано, не миф. Как отличить зависимого человека от увлеченного?
— Человек — существо, которое на протяжении всей жизни развивается, его увлечения и интересы меняются. Затягивает что-то одно, и это не мешает вам проявлять интерес к другим занятиям.
Зависимость начинается, когда ребенок теряет контроль над временем, не выполняет обещаний, данных себе по продолжительности игры, утрачивает интерес к социальной жизни. При этом оправдывает собственное пристрастие. У него могут возникнуть смешанные чувства как радости, так и вины с раздраженным поведением.
Происходят физиологические изменения: повышенное давление, нестабильный пульс, сколиоз, синдром «сухого глаза», нарушения в питании и отдыхе. Начинаются проблемы с общением: ухудшаются отношения с родителями, сверстниками, учителями, изменяется поведение в сторону более тревожного и агрессивного. Все это говорит о зависимости.
— В чем разница между насилием в играх и кинематографе, литературе? После родительского наставления «хватит сидеть за компьютером, возьми да почитай что-нибудь» ребенок может прочитать книгу с не менее жестокими сценами.
— При чтении книги человек представляет некий сюжет у себя в голове. Закрыл книгу — сюжет держится в памяти и постепенно выветривается. Посмотрели фильм — событие визуализируется, оно может оказать на нас большое влияние, сильно впечатлить. Но со временем и это забудется.
В компьютерных играх ситуация другая: мы выполняем одно действие множество раз. Метод повторения — как прием хорошего закрепления материала. Таким образом мы привыкаем к этому. Но в игре человек учится преодолевать трудности, проявлять творчество, изобретать свои ходы. Грубо говоря, дети отрабатывают определенные навыки. Плюс визуализация: яркая, качественная картинка, которая больше похожа на жизнь.
Ребенок, играя, учится агрессивному поведению и приобретает опыт — это плохо. У него снижается восприимчивость как зрителя к агрессии и искажается представление о реальном мире.
— Но ведь у детей фантазия обычно бурная. Одно дело — увидеть в игре то, что уже за него придумали и показали, а другое — прочесть книгу и домыслить некоторые подробности…
— В играх дети перебирают много разных вариантов действий. Не получается пройти уровень либо одолеть врага — пробуют новый метод, и так до нахождения верного способа. Значит, включается фантазия. При чтении книги воображение тоже работает, но важно учитывать, что именно ребенок читает. Кстати, в фантастику и вымышленные миры тянет далеко не всех, но есть ребята, которых наша реальность абсолютно не трогает, их привлекает именно нереалистичный мир. Родителям таких детей нужно обратить внимание на занятия своих чад, потому как ребенку становится неинтересна настоящая жизнь.
К тому же игры выглядят очень достоверно. Лет пятнадцать-двадцать назад такого уровня картинки не было, а теперь видеоигры размывают в сознании грань между вымышленным миром и реальным. В игре ребенок получает еще и вознаграждение, победа достигается быстротой. А в жизни гораздо все сложнее.