Гендерные стереотипы прочно усваиваются уже в школе. Согласно недавнему опросу, в своих математических способностях уверены 10% девочек и 38% мальчиков старших классов, хотя успеваемость молодых людей одинакова. Среди выпускников вузов по физико-математическим направлениям девушек всего 20%, причем лишь каждая четвертая из них впоследствии работает по специальности. Влияние гендерных стереотипов на рынок труда изучили социологи НИУ ВШЭ.
Основные выводы из доклада ВШЭ «Женщины и STEM в цифровую эпоху: политика занятости в мегаполисе» публикует новостной портал IQ. STEM расшифровывается как Science, Technology, Еngineering, Мathematics, то есть естественные науки, технологии, инженерия и математика. Во всех этих областях работают преимущественно мужчины (их в 3-4 раза больше), и вовсе не из-за превосходства в способностях. Сильнее всего влияют стереотипы, которые закладываются в школьном возрасте, уверены исследователи.
При опросе московских и белгородских школьников 5, 8 и 11 классов выяснилось, что только 35% девочек связывали свое будущее с какой-то из областей STEM. Среди мальчиков об интересе к техническим дисциплинам сообщали 65%.
Чем старше класс, тем больше школьниц считают, что они плохи в математике. В 5 классе 17% опрошенных девочек дают высокую оценку своим способностям по этому предмету. В 11 классе этот показатель падает до 10%. У мальчиков наоборот (20% в 5 классе и 38% в 11-м).
Низкая оценка собственных знаний влияет на выбор дальнейшего обучения и профессии. Согласно данным Росстата за несколько последних лет, среди студентов физико-математических специальностей девушек только 34%. В области информационной безопасности их доля еще ниже — 21%. В металлургии и машиностроении соотношение один к пяти, в энергетике, электротехнике и авиации — один к шести. Только в биологии и химии выпускниц больше, чем выпускников: около 60%.