Найти тему
Основной аэродром

Hafner Rotachute - когда вертолёту не нужен мотор

Успех десантных операций немецкой армии при вторжении во Францию и Голландию впечатлил британских военных. Уинстон Черчилль отдал приказ о начале подготовки парашютистов для последующего формирования воздушно-десантных частей. В 1940 году был организован специальный Центр по подготовке десантников, который обучал прыжкам с парашютам, а также управлению планерами. Но сегодня мы поговорим о необычном десантном летательном аппарате, который находился на стыке парашюта, планера и ... вертолёта.

Тренировка парашютистов. Англия. Фото: Public domain
Тренировка парашютистов. Англия. Фото: Public domain

Вернёмся немного назад. В 1932 году в Англию иммигрирует молодой австрийский авиконструктор Рауль Хафнер. Увлечённый винтокрылыми машинами, Хафнер ещё до переезда построил 2 вертолёта собственной конструкции. Но, после ознакомления с работами Хуана де ла Сьерва, австриец решает посвятить себя разработке автожиров. Для этого в 1934 году он основал компанию Hafner Gyroplane Co и начал строить свой первый гироплан A.R.III Gyroplane. Особенностью конструкции A.R.III была оригинальная система управления несущим винтом - как циклическим, так и общим шагом лопастей. Концепция Хафнера заинтересовала авиационную общественность и он сделал большой доклад о вращающемся крыле в Королевском аэронавигационном обществе.

A.R.III Gyroplane. Фото: книга Wonders of World Aviation
A.R.III Gyroplane. Фото: книга Wonders of World Aviation

С началом Второй мировой войны Британское военное ведомство привлекает Хафнера к сотрудничеству. В условиях транспортной блокады Англия ощущала нехватку шёлка для парашютов. Необходим был альтернативный вариант доставки десантников в тыл врага. Отталкиваясь от своего опыта в постройке автожиров и вертолётов, Рауль Хафнер предлагает необычный аппарат, получивший обозначение H.8 Rotachute. "Роташют" представлял собой гироглайдер или винтокрылый планер. По замыслу конструктора самолёт-буксировщик должен был поднять Rotachute на высоту 1200 метров, после чего трос отцеплялся и планер переходил в самостоятельный полёт. В роли крыла, как и у вертолётов, выступали вращающиеся лопасти ротора.

Гироглайдер Хафнера был компактным и очень простым по конструкции аппаратом. Каркас длиной 3 метра был сделан из стальных труб и обтянут прорезиненной тканью. Простейшее шасси смешанной конструкции - лыжи + колёса - позволяло не особо переживать при посадке. Двухлопастный несущий винт был сделан из дерева или металла и в зависимости от версии был диаметром от 1 до 4,6 метров. При собственном весе в 34 килограмма "роташют" был рассчитан на 1 десантника и небольшой запас оружия. Упрощённая система управления позволяла маневрировать в вертикальной плоскости, повороты же выполнялись качением. Всего было произведено 8 различных версий Rotachute.

Схема Hafner H.8 Rotachute. Фото: sbap.be
Схема Hafner H.8 Rotachute. Фото: sbap.be
Hafner Rotachute. Фото: Norsk Luftfartsmuseum
Hafner Rotachute. Фото: Norsk Luftfartsmuseum

Завершив наземные испытания новой машины, Хафнер перешёл к испытаниям лётным. В феврале 1941 года "роташют" версии M-3 впервые был запущен после буксировки самолётом de Havilland Tiger Moth. Аппарат находился в процессе постоянных доработок и модернизации. 14 марта 1941 года новый, увеличенный вариант "роташюта" M-10 был поднят в воздух бомбардировщиком Boulton & Paul Overstrand. Дальнейшие испытания заключались в отработке запуска с помощью буксировки джипом или грузовиком. Также проверялась управляемость гироглайдера.

Один из последних вариантов Hafner Rotachute. Фото: members.casema.nl/hjvanommeren
Один из последних вариантов Hafner Rotachute. Фото: members.casema.nl/hjvanommeren
Проверка управляемости Hafner Rotachute. Испытательный стенд установлен на военном грузовике. Фото: Public domain
Проверка управляемости Hafner Rotachute. Испытательный стенд установлен на военном грузовике. Фото: Public domain

Hafner Rotachute продемонстрировал отличные результаты на испытаниях. Устойчивый полёт, хорошая управляемость и высокая скорость - Хафнеру удалось решить сложную техническую задачу по созданию вертолёта-планера. В одном из полётов был зафиксирован рекорд скорости - 174 км/ч. Но к концу 1943 года стало понятно, что армия не будет принимать этот самобытный десантный летательный аппарат на вооружение. Во-первых, одна из первопричин - недостаток шёлка - была устранена. Во-вторых, появились вместительные десантные планеры, которые могли взять на борт больше солдат и вооружения. Их использование было более целесообразным.

Дальнейшие идеи Рауля Хафнера - сделать по подобной схеме "летающий джип" и "летающий танк" - остались нереализованными. Один из сохранившихся "роташютов" сегодня можно увидеть в музее Museum of Army Flying.

Hafner Rotachute в музее Museum of Army Flying. Фото: commons.wikimedia.org
Hafner Rotachute в музее Museum of Army Flying. Фото: commons.wikimedia.org

Неудача проекта не сказалась отрицательно на карьере Хафнера. После Второй мировой войны он станет главным конструктором компании Bristol Aeroplane Company. Вместе с частью своей старой команды Рауль Хафнер разработает вертолёты Bristol Sycamore, Bristol Type 173, Bristol Belvedere и другие. Ну а проекты гироглайдеров и сегодня встречаются среди малых летатетальных аппаратов, разрабатываемых энтузиастами.

Спасибо за внимание, дорогой читатель!

Ставь лайк и подписывайся на канал, чтобы не пропустить интересные статьи об истории авиации в своей ленте Дзен!
Читай также: Первый лётчик Арктики
Есть предложения, вопросы или замечания? Пиши на редакционную почту - main.aerodrome@gmail.com