Найти в Дзене
Чай с вареньем

Из беспризорниц - в стахановки

Оглавление

Отца она совсем не помнила. Он умер, когда Вале было 3 годика. У матери на руках оказались пятеро детей. Валя - самая младшая, и 4 брата, все старше.

Валя помнит, как троих брательников потом забирали на войну. Гришка не проходил по возрасту, он устроился в ремесленное училище.

Валя помнит, как в октябре 41 года забрали брата Михаила. Как его ранили в первом же бою, а после госпиталя путь его лежал как раз через их город. И он прибежал навестить мать и сестру.

- Выложил из мешка продукты, из сапог высыпал зерно (они ехали в вагоне с зерном) и обратно бежать. Чтобы на поезд не опоздать. Бежит и кричит: "Я потом вышлю аттестат" (это солдатское денежное довольствие). Потом мы только одно письмо от него получили "Я попал в запасной офицерский полк. Завтра иду в бой!" А в апреле 45-го вызвали маму, мы подумали, это аттестат от Мишки пришел. А оказалось, похоронка.

ГОД ЗА СПЕКУЛЯЦИЮ

С 46 по 47 год Валя беспризорничала. Мать к тому времени посадили за спекуляцию.

- Она пирожки делала и продавала, чтобы кормиться. Какой-то мужик ей привозил картошку, она пекла. И вот за это ей дали 1 год.

Тринадцатилетняя девчонка никак не могла взять в толк, что такого преступного сделала мать.

- Как-только маму забрали, тут же в комнату подселили милиционера с женой. Ну я тогда и ушла. Изредка приходила. Заберу какую-нибудь вещь, продам, чтобы хоть что-то поесть.

Она ночевала в родном дворе, потому что знала здесь каждый куст. Недалеко были сеновалы и сарайки:

- Иду и вверх смотрю, открыт люк на чердак или нет. Залезу и там сплю. Там тепло, пол шлаком засыпан.

Пока шла к маме в тюрьму, (хорошо, что свидания давали), попрошайничала. Кто кусок хлеба даст, кто картофелину - великое счастье. А мама, будучи зэчкой, снаряды делала.

- Однажды пришла, а у нее нога сломана, на ногу снаряд уронили.

От брательников ни слуху ни духу.

ДУРАНДА И КОСТЬ

- Привечала меня немного семья подруги Вали Давыдовой. Мы с ней за одной партой в школе сидели. Ее отец из генералов. Летчик. Он из Средней Азии привозил кукурузную крупу. Помню, как меня накормили этой кашей. Кажется и сейчас, что ничего вкуснее в своей жизни я не ела.

Семья просила Валю приторговывать этой крупой на местном рынке. Валя очень боялась, помнила про маму. Но голод был сильнее.

- Однажды иду, есть хочется нестерпимо, вижу, из под снега торчит кость. Даже не знаю чья. Я взяла ее и начала глодать, грязную, воняющую кость - вспоминает сейчас Валентина.

Потом Валю пристроили к дому одного генерала в качестве помощницы по хозяйству.

- Я там впервые паркет на полу увидела и мокрой тряпкой вымыла. Я ж понятия не имела, что его натирать надо воском. Мы же жили бедно, у нас какой пол был - доски, их скоблили топориком.

В домработницах Валю кормили. Но девчонка научилась хитрости.

- Заставят чистить картошку, я кожурку делаю толстую, не как мама учила. Потом иду выносить на мусорку и прячу там. А потом, когда обратно иду, нахожу и доедаю.

Она до сих пор не может есть яблоки: так наелась их в войну: черных, с рынка, которые сгнили и их выбрасывали. Беспризорники их подбирали и ели.

- Еще ели дуранду. Это такие плиты прессованные из отжимок-отходов подсолнечника. Их делали на корм скоту. Дурандой были загружены баржи.

- Мальчишки наколют, мы сидим грызем, потом мучаемся запорами.

Беспризорники научили ее по пятницам ходить в общественную баню и сдавать одежду на прожарку.

РАЗДАВИЛ ТАНКОМ ПЛЕННЫХ НЕМЦЕВ

Два брата вернулись с войны.

- Николай партизанил, в Польше попал в окружение, был в немецком плену. Потом отсидел 10 лет в лагерях тютелька в тютельку. А когда его реабилитировали – он отказался от наград.

А другой всю войну на танке прошел. И когда узнал, что Мишку под Кенигсбергом убили – выехал на танке и стоптал колонну пленных немцев. Ему ничего не сделали. Замяли.

Коля , который через лагерь прошел, рассказывал, что немцы его спрашивали: «Что у Рокоссовского за солдаты «ебёна мать?» Немцы не понимали, что в бой кидали штрафников, и они шли на фашистов с этими словами.

- Только недавно, когда в интернете доступ появился к сайтам, мы нашли могилу Миши под Кенигсбергом. Узнали, что его ошибочно назвали Максимом и на всех мемориальных плитах он не Михаил, а Максим, и не поехали. Да и куда я поеду, уже слепая совсем.

Валентина Козловская в 50-е годы закончила институт. На Челябинском электродном заводе оттрубила оставшуюся жизнь. Помнит, как однажды месяц жила в доменной печи, но придумала новую технологию и здорово выручила всю советскую промышленность. Ей дали премию 120 рублей и 10 дней отпуска!