Найти в Дзене
Егор Холмогоров

Почему Австрия "внезапно" подружилась с Россией? Ответ дан 500 лет назад.

Наблюдая за политическими процессами в Европе последних лет невозможно не заметить череду внутриполитических поворотов в странах центральной и восточной Европы, приводящих к власти (или укрепляющих) политические силы которые можно назвать «пророссийскими», антиглобалистскими, евроскептическими, сочетающими установку на национальный суверенитет, непризнание диктата Брюсселя и Берлина, установку на миграционную закрытость и более-менее ярко выраженную симпатию к Москве...

-2

Любой человек, хорошо знающий историю Европы, скажет вам, что границы этого геополитического вектора последних лет удивительно совпадают с границами… Австрийской империи, под скипетром Габсбургов, существовавшей с XV века по 1918 год. Австрия, Венгрия, северная Италия, Чехия, Словакия, Словения… Даже в Закарпатье, которое в отличие от Галиции, было столетиями частью венгерского и австрийского мира "промоскальские" настроения ярко выражены.

[...]

-3

Ось «Москва (а затем – Санкт-Петербург) – Вена», или, как её ещё называли, «союз двуглавых орлов», была одной из доминирующих геополитических реальностей в Европе с конца XV по середину XIX века. С того момента как Россия интенсивно начала участвовать в европейской политике при Петре, основой политической линии большинства наших государей была поддержка Габсбургской монархии как восточного полюса европейской большой политики против её западного полюса, представленного Францией или Англией (и до времени служившей английским интересам Пруссии).

Россию и Австрию роднило как совместное наступление на Османскую Империю, скрепленную боевым братством в таких сражениях, как битва при Рымнике, где Суворов командовал русско-австрийскими войсками, так и общая борьба за поддержание выгодного Петербургу и Вене равновесия в Европе против возмутителей спокойствия.

Елизавета Петровна не задумываясь поддержала «сестру» Марию Терезию против геополитического хулигана Фридриха II «Великого» в Семилетней войне и знаменитая русская победа под Кунерсдорфом была вновь достигнута русскими и австрийцами плечом-к-плечу.

-4

Это, кстати, позволило пропаганде Третьего Рейха проделать забавный кунштюк, снятый в 1942 году ведомством Геббельса фильм «Великий король» начинается с разгрома пруссаков в Кунерсдорфской битве, однако… никаких русских в нём нет, мысль о том, что русские могут разбить Германию в 1942 была слишком опасной, поэтому Фридриха в битве бьют только австрийцы. В конечном счете фюрер – австриец (чешского, впрочем, происхождения, что, конечно, не обсуждалось) во главе Германии, так что с любой стороны не обидно. Совместно Россия и Австрия вели и наполеоновские войны.

[...]

Союз этот, впрочем, закончился иррациональным и самоубийственным предательством Австрии... К середине XIX века «весна народов» на востоке Европы начала рвать империю Габсбургов на части. И тогда австрийский канцлер Клеменс Меттерних сумел превратить задуманный Александром I как институт сохранения мира в Европе «Священный Союз» в полицейскую дубинку против подтачивавших Австрию национализмов. Получился «союз монархов против народов».

Александр I и Клеменс Меттерних
Александр I и Клеменс Меттерних

Но этот союз для Меттерниха был еще и корыстным – Австрии некуда было расширяться, кроме как на Балканы. Однако в этом движении она уже вышла за границы католических земель и вторглась в православные, начав с Сербии. Православные народы Османской империи пользовались традиционным покровительством России. То есть укрепляя «легитимизм» в ущерб «национализму» Меттерних заставял Россию на Балканах действовать против русских интересов. Причем дело дошло так далеко, что, пока Александр был у власти и слушал Меттерниха, Россия не оказала поддержке восстанию праволсавных греков против Османской империи.

Этот курс на поддержку Габсбургской легитимности привел Николая I к роковому решению спасти своего родича императора Франца Иосифа от разрушительных последствий венгерского восстания. В Венгрии недовольной засильем немцев, временно набрали вес революционеры республиканцы. Русская армия в 1848 подавила мятеж мадьяр, спасла Австрию, причем на то были и национальные причины, так как именно венгры в империи были настроены наиболее антиславянски. Знаменитый поэт Шандор Петефи погиб в бою…

«Мы удивим мир своей неблагодарностью» - якобы сказал сменивший Меттерниза на посту главы австрийской дипломатии князь Шварценберг. Что он имел в виду стало ясно совсем скоро, в 1854 году, когда Австрия по сути нанесла удар в спину России в годы Крымской войны, когда Вена прислала в Петербург ультиматум: если с австрийской границы будет снят для войны в Крыму хоть один солдат, России будет объявлена война. Так мы оказались преданы ближайшим союзником, в дипломатической изоляции, со связанными руками. Причина этого иррационального предательства была довольно банальна – чтобы восстановить целостность империи с подавленными русским штыком венграми следовало замириться, а для этого… отомстить России.

Приступ ярости и боли в России от этого предательства невозможно представить. Николай I перевернул стоявший на камине потрет Франца Иосифа, написав на нем «Неблагодарный». В обществе стали популярны идеи славянофила-историка Погодина, что Австрия главный враг России и славянства и ей надо помочь распасться. Австрия нанесла сама себе смертельный удар.