Оригинал статьи: http://21mm.ru/blog-polzovatelya/dnevnik/yuliya_meshavkina/interesno/gribnoe-vliyanie/
В 1991 году высоко в тирольских Альпах два немецких археолога набрели на мумию человека, жившего 5300 лет назад, в медном веке. Эци, как называют его в Австрии, был по-походному одет, вооружен топором и луком, а в поясном мешке вместе с полезными мелочами носил грибы двух видов: трутовик настоящий и трутовик березовый. Первый ему был нужен, чтобы разводить огонь, а второй мог использоваться как лекарство. Ученые извлекли из знакомства с Тирольским ледяным человеком максимум полезной информации. А мы можем сделать вывод о том, что культура Эци и его соплеменников была, скорее всего, микофильной.
То есть дружелюбной к грибам. Еще бывают микофобные культуры. Столкновение тех и других очень живо обрисовал в 1950-е годы американский писатель и банкир Роберт Гордон Уоссон, который был женат на русской эмигрантке: «Мы прогуливались по горной тропе, и неожиданно моя жена исчезла. Оказалось, она высматривала в лесу грибы… Как и все добропорядочные англосаксы, я ничего не знал о грибах и полагал, что чем меньше я задумываюсь об этих гнилостных коварных созданиях, тем лучше. Для нее же они были привлекательны и явно занимали ее помыслы… Вечером она ела их в одиночестве, а я думал, что, не успев жениться, наутро проснусь вдовцом. Эти волнующие впечатления запомнились нам обоим надолго. С этого дня мы начали искать объяснение этой странной культурной пропасти…»
УОССОНЫ ВСЮ ЖИЗНЬ собирали традиционные знания о грибах и объездили весь мир, чтобы выяснить, насколько микофильны разные страны. Так появилась наука этномикология, благодаря которой ликвидировано много белых пятен в наших знаниях о «гнилостных созданиях». Оказывается, самые ярые микофобы живут в Великобритании и Ирландии. Даже сам английский язык с грибами максимально холоден: применительно к ним часто употребляются только три слова – обобщающее toadstool (поганка), научное fungus и нейтральное mushroom. Сравните с огромным пластом «окологрибной» лексики в русском языке! Микофобию Британии разделяют север и запад континентальной Европы. В России и славянской Европе, а также в Прибалтике, Италии и Франции живут микофилы. Их лагерь тоже неоднороден: в славянских странах традиционно в ходу дикие грибы, а в неславянских – культивируемые. Культурный обмен тоже имеет значение. Например, в Финляндии популярность грибов объясняют влиянием России. Обитатели Чукотки до контакта с русскими считали, что грибы едят только олени. А для коренных народов Аляски грибы представляли табу – к ним нельзя было даже прикасаться. Причины подобного страха – не только загадочность грибов для обывателя и опасность нарваться на ядовитый экземпляр. В организме обитателей высоких широт часто не хватает фермента трегалазы, который помогает расщеплять грибной сахар трегалозу, поэтому у северян грибы хуже усваиваются.
Подписывайтесь на наш канал, ставьте "лайк", чтоб и другие пользователи могли увидеть эту статью у себя в ленте!
Ещё больше интересных статей на сайте: 21mm.ru