"Добрый день. У дочери в диктанте нашла "крыша начинает дымится" без мягкого знака в глаголе. Не дымитЬся разве? Учительница говорит - крыша что делает? - начинает дымится, значит, без мягкого"...
Такое прочитала на одном из сайтов (конечно, "начинает дымиться"; кстати, в глаголах на -тся или -ться делают огромное количество ошибок, несмотря на простоту правила).
И вспомнила, как много лет назад моя тогда ещё совсем молодая мама-учительница, придя домой, со смехом рассказывала следующее: одна опытная коллега исправила в слове "пишет" Е на И - то ли на доске, то ли в тетради. Причём потом в разговоре с другими учителями буквально билась за этот вариант. Так и ушла домой неразубеждённая-непобеждённая. Мама рассказала, а потом ВДРУГ спросила: "Ведь точно с "Е"? Надо же, и она, умница, засомневалась!
Знаете, причин и следствий подобного немало: исправил "на автомате" по аналогии; глаз "замылился" - потому и не заметил; или НЕ исправил - отвлёкся, перепрыгнул на следующее слово, строчку и так далее. Действительно и другое: некоторые учителя, мягко говоря, "не дотягивают". Уровень тех же студентов, которые приходят учиться, в частности, на филологический факультет педвуза, где грамотность - основополагающая вещь, нередко ужасает - не знают элементарного.
Дальше - больше. Помнится, будучи в составе государственной экзаменационной комиссии, наблюдала, как выпускники не могли рассказать даже на уровне начальной (!) школы, почему "клеИт" и, соответственно, "клеЯЩийся". Спрашиваешь про спряжение глаголов - в глазах паника. А такой тоже нередко в школу приходит, и вот это внутренняя НЕубеждённость, зыбкость, информация по верхушкам либо вырастают в яростное желание "хочу всё знать" - и тогда молодой специалист учится вместе с детьми, либо в удивительное самомнение - "я в любом случае знаю больше детей, не пропаду".
Опустим пока тему не особо грамотных людей, пришедших в школу учить детей. Кстати, уже по заголовкам некоторых "учительских" каналов в том же Дзене хорошо "читается" (может, аккуратнее надо, коллеги, а?), что таковых немало. И хорошо, если это не филолог или учитель начальных классов - потому что там наломать дров можно с немалыми последствиями. Хотя говорить "звОнит" тому же химику или биологу, к примеру, - совсем не комильфо.
Случается и такое, что человека даже достаточно грамотного и опытного тоже может перемкнуть: зная, в общем-то, правила, он, не моргнув глазом, утверждает неверное. Либо, как вариант, поддаётся авторитетному мнению казалось бы ещё более опытного и "убелённого", и снова - ляп.
Здесь тогда возникает вопрос: как быть, если тебя уличили в ошибке (или засомневались в правильности утверждаемого)? Ведь и на уроках всякое возможно. Пожалуй, каждый педагог вспомнит случай, когда в галоше сидел... Вариант один, как мне кажется: быть честными, особенно с детьми, если уж совсем не получается выйти сухим из воды. Спокойно признать, что да, ошиблись. А если всё же сомнения пока одолевают, то, не игнорируя реплики-вопросы, дружелюбно сказать: обязательно уточню (давайте вместе уточним) - по любым источникам, конкретным учебникам и словарям, как хотите.
Это ваше право - "не знать всё", потому что нереально быть "всезнайкой"; это ваше право на ошибку, потому что такое, по обыкновению, случается у любого, даже очень хорошего специалиста. Главное - не забыть вернуться к спорному вопросу, иначе вашим заверениям грош цена. Если относиться к этому внутренне спокойно - не юлить, не ловчить, не перескакивать на другой этап урока, ссылаясь на нехватку времени, уважение детей не только не потеряете, но и бонусы ещё дополнительные получите - проверено на себе. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Пусть это будет вашим девизом.
И всё же расслабляться не нужно. Учительство - вечное самообразование и движение вперёд. Такого педагога, ищущего и неспокойного в хорошем смысле, ученики точно оценят и полюбят.