Одних акриловых красок великое множество: по ткани, по стеклу, по коже и т.д. Акриловые краски наверно самые «специализированные», под каждую поверхность можно подобрать свою акриловую краску. Это очень новый вид красок. Они появились лишь в 20 веке. Одним из главных их преимуществ является то, что они на водной основе, а после высыхания образуют пленку, устойчивую к воде. Поэтому для декоративных работ он замечательно подходит. Можно не бояться, что новый слой краски перемешается с нижним. Обычно такие краски не имеют сильного запаха (бывают и другие, например, краски по коже, они имеют сильный запах), быстро сохнут, почти не меняют цвет при высыхании. Высокая скорость высыхания акрила может быть как плюсом, так и минусом в работе с ним. Для замедления высыхания или предания особых свойств акриловым краскам используются специальные вещества – медиумы. Добавив нужный медиум, можно придать матовым акриловым краскам блеск или замедлить их высыхание. Существует еще один способ, с помощью которого акрил медленнее сохнет. Это использование специальных палитр (скоро будет моя статья о палитрах). Еще хочется отметить огромное разнообразие оттенков акриловых красок. Если вы новичок и вам сложно намешать нужный оттенок, то такой богатый выбор оттенков акрила несомненно станет вашим подспорьем.
При всех положительных качествах акриловых красок их минусом является невозможность работы кистями с натуральным волосом. Для росписи акрилом вам нужно брать кисти с синтетическим волосом. Конечно, вы можете взять и беличью кисточку, но она быстро придёт в негодность при работе с акрилом. В следующем видео я показываю, какими акриловыми красками пользуюсь, а также говорю о их достоинствах.
Существуют и другие краски на водной основе. Вы наверняка о них кое-что знаете. Это гуашь, акварель и темпера. С гуашью и акварелью вы знакомы со школьной скамьи.
Гуашь – хороший материал для росписи. Она легко разводиться водой, дает плотный бархатистый матовый слой. Для этой краски можно брать любые кисти. По сравнению с другими красками гуашь дешевле, что делает ее незаменимой в период освоения базовый приемов росписи. Хотя гуашью сложно делать многослойную роспись, но все-таки она отлично подходит для росписи по дереву.
Акварель также можно использовать для росписи по дереву. Она красиво растекается по влажной древесине, и вы можете получить красивые цветовые растяжки.
Широкое применение акварель получила в росписи матрешек. Художники пишут миниатюру на животиках матрешек, используя акварель. В освоении базовых приемов росписи вы также можете использовать акварель.
Замечательным свойством гуаши и акварели является возможность смешивать их между собой. А вот смешивать их с акрилом я не рекомендую. К слову сказать, акриловые краски совсем молодые и полностью еще не успели показать свои свойства. Неизвестно, как буду выглядеть картины, написанные акрилом, лет через пятьдесят или сто. Какие химические процесс пройдут в красочном слое? Жизнь покажет.
Следующая краска – это темпера. Темпера бывает разная. Самый древний вид темперы делался на основе яйца. В настоящее время существует несколько видов темперы: казеиново-масляная (связующим является водная эмульсия казеина с высыхающим растительным маслом), поливинилацетатная (ПВА, связующее — водная дисперсия на основе поливинилацета) воско-масляная (воско-масляная композиция с водными ПАВ — поверхностно-активными веществами).
Для работы я использую поливинилацетатную темперу. Это удивительная краска. Я уверена, что вам она понравится! Внешне она похожа на гуашь, но более тягучая. Дает плотный мазок, но ее можно развести водой и делать лессировки.
Отличительной особенности темперы является то, что в отличие от гуаши и акварели, она образует более устойчивую к воде пленку. Конечно, такая пленка уступает по своей прочности акриловой краске, но делает возможным применение многослойных техник.
В отличие от акрила, темпера не портит волос у кистей, поэтому смело можно использовать беличью, колонковую и другие кисти с натуральным волосом. На мой взгляд, поливинилацетатную темперу легко можно смешивать с гуашью и акварелью. Хотя есть мнение, что лучше не смешивать разные краски. Это хороший совет. Если вам важно, чтобы краски сохранили те свойства, которые описаны в их технических характеристиках, то лучше не смешивать краски разных видов.
Масляные краски. Универсальные краски, которые используются и в живописи, и в декоративно-прикладном искусстве. Любимый материал многих художников. Масляные краски позволяют работать плотными густыми мазками и тонкими прозрачными лессировками. Эти краски долго сохнут, что можно расценивать двояко. В одних случаях это плюс, а в других – минус. Масло имеет специфический запах, сопутствующие материалы тоже имеют сильные запахи. Поэтому рисовать масляными красками лучше в отдельном помещении.
Если говорить о цене вопроса, то самыми дешевыми являются гуашевые краски. Акварель, темпера, масло и акрил в разы дороже. Но акварель расходуется медленней, потому что для рисования ее берут совсем мало, сильно разводят водой. Акрил и темпера примерно одной ценовой категории. Еще один совет: сразу берите художественную краску. Плохая краска попортит вам нервы. Некоторые расписные приемы могут не получиться, если вы выбрали некачественный материал. Спрашивайте совета у продавцов в магазинах для художников. Если вы в полной растерянности, какие же выбрать краски, то возьмите небольшой набор 10-12 цветов. Обычно в такие наборы кладут все необходимые цвета для работы. По мере расходования краски вы поймете, какие цвета нужно покупать больше. Таким образом к вашему базовому набору вы сможете докупать краски поштучно. Есть один цвет, который заканчивается быстрее всех. Это белый. Если вы купите 2 тюбика белой краски вместо 1, вы никогда не ошибетесь.
Краски каких фирм брать? Посоветуйтесь со знакомыми художниками, спросите продавца магазина художественных материалов. Старайтесь выбирать краски тех производителей, которые уже давно на этом рынке и хорошо себя зарекомендовали. Конечно, ничто не стоит на месте, появляются новые краски, и очень хочется их попробовать. Возьмите на пробу 1-2 баночки. Особенно это актуально для акрила, который продается поштучно и имеет огромное количество оттенков. Очень важно посмотреть, как акриловые краски разных фирм взаимодействуют друг с другом. Иногда могут появляться неприятные эффекты.
В следующей статье, посвящённой росписи, я расскажу как подготавливаю краски и какие палитры использую.
автор статьи - Лямшина Ирина Александровна