Найти тему
несокрушимая и легендарная

Танк ИС-3. Конструктивный просчет конструкторов

Танк ИС-3 на берлинском параде в сентябре 1945 года
Танк ИС-3 на берлинском параде в сентябре 1945 года

Впервые этот танк был представлен нашим союзникам по коалиции на военном параде в Берлине 7 сентября 1945 года. Появление на площади 52 танков ИС-3 произвело на многих присутствующих глубокое и неизгладимое впечатление.

Да и как остаться равнодушным, когда мимо тебя проходят более пяти десятков танков неизвестной конструкции с наглухо задраенными люками, новой, невиданной формы. Новые танки произвели на союзников неизгладимое впечатление, стали сенсацией и долгое время Западная пресса писала, что русские на данный период имеют самые мощные в мире танки.

Но не только Западная пресса обратила внимание на этот танк. Забили тревогу американские и британские военные специалисты увидевшие танк неизвестной для себя конструкции.

Казалось, что у нового танка большое будущее, и он станет чем-то вроде танка Т-34, который единодушно военными специалистами признан лучшим танком Второй Мировой войны. Ведь во многих танках той войны угадывались очертания этой легендарной машины.

Разработка танка ИС-3 началась сразу же после запуска в серийное производство известного танка ИС-2. Занимались этим два челябинских завода ЧКЗ (Челябинский Кировский завод) и Опытный завод №100

Верхняя лобовая деталь корпуса, сваренная в форме «щучьего носа», значительно повышала его бронестойкость, при равной толщине брони. Подобная конструкция лобовой детали родилась в конструкторском бюро завода №100 директором, и главным конструктором которого был Ж.Котин.

Работали над созданием новой машины и на ЧКЗ (Челябинском Кировском заводе) директором которого был И.Зальцман, а главным конструктором Н.Духов. На ЧКЗ разработка шла под индексом «Кировец-1». Особенностью этой конструкции стала оригинальная башня приплюснутой сферической формы.

На испытаниях обе машины показали как достоинства, так и недостатки и в результате этих испытаний и сравнительного анализа в НКТП (Народный комиссариат тяжелой промышленности) было принято решение о создании нового танка ИС-3 с учетом удачных разработок заводов ЧКЗ и №100.

Это решение было оформлено приказом НКТП № 729 от 16 декабря 1944 года. К 1 мая 1945 года на ЧКЗ было выпущено 25 танков ИС-3, а 7 сентября этого года 52 танка прошли на параде в Берлине, вызвав сенсацию.

Однако в самом начале эксплуатации танка выявились многочисленные конструктивные недостатки и недоработки. Кстати это не значило, что ИС-3 был хуже своих предшественников. Подобными недостатками страдали все танки военной поры: и Т-34 и ИС-2. Просто в послевоенный период требования к выпускаемой продукции значительно возросли.

Практически сразу после выпуска этих танков, считавшихся перспективными машинами, началась их модернизация по программе УКН (Устранение конструктивных недостатков). И если стоимость производства танка не поднималась выше 290тыс. рублей, а потом достигла 267 тыс. рублей, то по программе УКН, которая проводилась с 1947 по 1953 гг. на модернизацию одного танка уходило от 190 тыс. руб. до 250 тыс. руб.

Казалось, что танку уготовано большое будущее, но после производства 1555 машин, в 1946 году производство танков ИС-3 было прекращено.

Почему же это произошло и почему конструкция лобовой детали, получившая название «щучий нос» или «нос горбинкой» практически не получили свое продолжение? Подобное расположение бронелистов в носовой части корпуса можно увидеть только на танках Т-10(ИС-8) и ИС-7.

Об этом рассказал Л.Горлицкий, конструктор бронетанковой техники, лауреат двух Сталинских премий. Он рассказал, что однажды во время обстрела на полигоне танка из 100-мм орудия, его бронебойный снаряд попал точно в «горбинку», место сварки наклонных лобовых деталей брони. Произошла катастрофа.

Корпус мощного танка лопнул по сварным швам и после этого превратился в кучу плохо скрепленных бронелистов. Это стало настоящим шоком для всех конструкторов этой машины. Танк, считавшийся самым мощным в мире, можно было вывести из строя одним точным попаданием.

Сразу же началось укрепление и усиление лобовой части корпуса, но танк с подобным существенным конструктивным недостатком уже не мог считаться перспективным.

Произошло это из-за того, что сварка толстой брони приводила к большим напряжениям конструкции, и не обеспечивало стабильности сварочного шва большой протяженности.

"Щучий нос" повысивший бронестойкость  лобовых листов, стал "ахиллесовой пятой"  танка Ис-3
"Щучий нос" повысивший бронестойкость лобовых листов, стал "ахиллесовой пятой" танка Ис-3

Это стало «ахиллесовой пятой»мощной, хорошо бронированной машины. Очень серьезная конструкторская ошибка, стала роковой для этой машины, которая перечеркнула карьеру этого танка. Хотя был еще один танк с подобной конструкцией носовой части корпуса, который пошел в серию

Это был танк Т-10 , разработка которого началась в 1949 году. Его приняли на вооружение в 1953 году. Он выпускался с 1954 по 1966 гг. и по данным западных источников их выпустили около 8000 штук. Наверняка его лобовая конструкция была усилена с учетом выявленных ошибок.

Однако в дальнейших своих разработках советские конструкторы отказались от подобной формы лобовой детали корпуса.