(2004, Великобритания)
Это уже потом к нам нагрянут и "Добро пожаловать в Zомбилэнд", и "Операция "Мертвый снег", и "Убойные каникулы", чьи создатели в точности поймают и воспроизведут у себя то самое иронично-циничное безумие, которое густо замешано Эдгаром Райтом в его второй полнометражной картине. В смысле, той самой картине, чье название отнюдь не случайно совпадает с названием этого обзора. Хотя и Райта нельзя считать первопроходцем на поприще черно-юморных ужастиков. Он ведь еще даже в школу не ходил, когда Сэм Рэйми спустил с цепи своих "Зловещих мертвецов". А до Рэйми нечто подобное пытались сделать... Впрочем, есть ли смысл углубляться в дебри столь далекого прошлого? Так или иначе, но на заре 21 века знамя этого дерзкого поджанра ужастиков втоптали в землю, а сам он был популярен в народе не больше, чем пенсне и шляпы-цилиндры. И валяться бы этому знамени и дальше позабытому всеми, кабы его вдруг не подобрал, не отстирал с хлоркой и снова не вознес над головой самоотверженный британец Эдгар Райт. И где оно поныне развевается... не сказать, чтобы слишком гордо, но обратно в грязь его с тех пор больше не роняли.
Вот только что бы стоили все усилия Эдгара без Саймона Пегга и Ника Фроста, представлять которых нынешнему зрителю давным-давно не нужно? Познакомив и обкатав этих актеров в сериале с красноречивым названием "Долбанутые", Райт не мудрствуя лукаво выбросил ту же пару главных козырей в "Зомби по имени Шон". Выброс получился на редкость удачным и своевременным. Все трое в итоге сорвали банк и, оттолкнувшись от этой картины, перепрыгнули в высшую кинематографическую лигу, где бесчинствуют и по сей день. Причем, что характерно, в фильме хватает и других ярких, забавных и даже более известных актеров (те же Билл Найи, Пенелопа Уилтон и Мартин Фриман). Но Пегг и Фрост всё равно оставляют их позади себя на подтанцовке и вдвоем рулят этим кроваво-комедийным шоу, не выдыхаясь от первых его кадров до финальных.
Впрочем, последний факт тоже закономерен, поскольку сценарий "Зомби Шона" писали опять-таки собственноручно Райт и Пегг. Поэтому оба имели право диктовать условия, сколько времени какой персонаж будет кривляться на экране и на каком этапе вылетит из фильма. К счастью, обиженным не вылетел никто. Все успели вдоволь покрасоваться перед камерой и ухайдокать подручными предметами достаточное количество зомби. Ну и, разумеется, финал... То, что у неординарной картины он тоже окажется неординарным, было ожидаемо. И тем не менее Райт вновь сумел блеснуть фантазией так, что последней сценой отправил в нокаут ну практически всех. Вам доводилось когда-нибудь хохотать, лежа в нокауте? Что ж, если нет и вы всё еще не видели это кино, оно охотно подарит вам столь экзотическое ощущение... Если, конечно, по истечении ста минут этого безумного угара в вас еще останутся силы издавать хихикающие звуки.
***
В общем, абсолютно правильное было решение не делать для "Зомби по имени Шон" сиквел, пусть даже картина неплохо отбила потраченные на нее фунты стерлингов, да и ее зомби-вселенную можно было эксплуатировать еще долго и по разному. Но мудрый Райт сказал как отрезал: "Всё, хорош!", и на этом всё у всех стало хорошо. Не размазанные по сиквелам, образ Шона и его история сохранили свою первозданную целостность, не нуждающуюся ни в каких добавках. И потому при каждом новом пересмотре кино дарит вам те же самые ощущения, что и в первый раз - редко какой современный фильм может похвастаться этим качеством.