Конец Второй Мировой продемонстрировал множество революций в танкостроении. В частности, постепенно начало отходить деление на классы. И первой «жертвой» стали легкие танки. Но, порой, что бы понять это, приходилось допустить ошибку. Таковой стал американский танк M41.
Ненужная замена
Новый танк был призван заменить устаревший M24 Chaffee, который был разработан в 1944 году. Старичок «Чаффи» полюбился американским танкистам, которые ценили его маневренность и скорость, которые успешно сочетались с 75-мм орудием M6, обладавшим достаточной мощью для борьбы с танками противника. Но стремительный прогресс нового противника - СССР, потребовал обновления парка легких танков.
В 1949 году был представлен M41 Walker Bulldog, который ждала совсем другая судьба. Готовая машина получилась излишне легкой – 32 мм брони в самом защищенном месте не были проблемой для советских ПТ-76, а что говорить о средних Т-55 со 100-мм пушкой? Более того, ответный огонь «Бульдога» мог поразить лишь бронетранспортеры да легкие танки, вроде того же ПТ-76.
Скептик скажет, дескать, - а что вы хотели от легкого танка? Да, эта машина создавалась для разведывательных целей, но и тут все было не совсем гладко. С одной стороны – динамика М41 была вполне приличной: танк в 23,5 тонны мог достичь скорости в 75 км\ч по шоссе – чему способствовал 500-сильный мотор от Continental. Но это перечеркивалось неудачной компоновкой: экипаж работал в крайне стесненных условиях, и тем не менее – высота танка составила 2,7 метра, что на 40 сантиметров выше среднего Т-55!
На заводах Cadillac танк выпускали недолго: с 1951 – по 1954 год. За это время успели собрать почти 5,5 тысяч M41, которые уже в середине 1960 были заменены на новые M551 Sheridan с управляемыми ракетами.
На том, казалось бы, истории конец. И где долгожительство-то? - Справедливо возмутитесь вы. Каждый M41 обошелся в немалые 162 тысячи долларов. Согласитесь, высокая цена для машины, которая кое-как повоевала десять лет? Потому ее начали активно предлагать на экспорт и дарить дружественным режимам. А вот здесь началась его, поистине, долгая жизнь!
Тайвань
По отчетам института стратегических иследований, Тайвань является крупнейшим оператором американских M41. Сухопутные силы этой страны насчитывают 625 машин. Некоторое количество танков были модернизированы с помощью китайской кальки на Walker Bulldog – легкого Type 64.Тайваньские M41D отличаются более мощным дизельным двигателем и новой башней, которую модернизировали под пушку M32K1. Ее отличительной чертой является новый дульный тормоз и эжектор пороховых газов. С орудием спарен бельгийский пулемет FN MAG, а прицельные приспособления модернизировали с помощью тепловизора.
Уругвай
Несмотря на то, что небольшая страна живет в относительной гармонии, ее вооруженные силы по отношению к соседям выглядят весьма недурно. В частности, на вооружении уругвайских ВС находится 22 танка M41 в версии A1. Машину приобрели у Бельгии, которая заменила американскую 76-м пушку новым 90-мм орудием, и добавили спаренный пулемет FN MAG. К слову, эти танки заменили в армии Уругвая совсем уж древние M5A1, которые даже в разгар Второй Мировой были совершенно не актуальными.
Доминиканская Республика и Таиланд
Пожалуй, не так удивительно использование Доминиканской Республикой старых M41, как то, что там есть танковые силы. По состоянию на 2016 год, в активной эксплуатации остались машины модификации B, созданные для армии Бразилии. Эти танки получили новый дизельный мотор от Saab-Scania. 400-сильный агрегат позволяет легкому танку развивать скорость в 70 км\ч. Обновленный мотор потребовал серьезной переработки задней части танка.
Еще одним отличием модификации является орудие. Пушка Ca 76\90 M32 BR2 является укороченным вариантом стандартного орудия, ствол которого рассверлили до калибра в 90 мм.
Схожая ситуация с танками Таиланда. Только там на вооружении версия M41 GTI, созданная для тайцев немецкими подрядчиками. Машина получила немецкий дизель MTU MB 833 Aa 501 в 442 силы. Наводчик получил тепловизионный прицел и лазерный дальномер, а у лючка командира появился пулемет HK 21.
Итоги
Как видите, старый конь борозды не портит. Но, справедливости ради, - M41 Walker Buldog эксплуатируется по сей день не по причине своих неведомых преимуществ, а по политическим причинам. И в большинстве случаев «добровольно-принудительно» его покупали те, кто находился в области интересов США.