Найти тему

Уроки английского или консультации нужны, если надо развивать УСТНУЮ речь? (часть 1)

Оглавление

ELN Insider, "Behind the Scenes", Issue 85, 2018

У взрослых часто возникают сложности как с выбором курса (или типа заказываемых уроков), так и с формулировкой, что именно требуется. Часто делается неверная оценка собственных возможностей, в результате чего либо завышенные ожидания от контактного времени с преподавателем английского языка, либо фрустрация от того, что "не справились с управлением" - не смогли получить заметную пользу от занятий по учебникам с ключами. Попробуем посмотреть на причины, а также разберём возможные решения.

НАЧНЁМ С АКСИОМ и определимся в терминах

Чтобы говорить, нужно ... ГОВОРИТЬ. Если нужно, чтобы какие-то лексические единицы (слова, устойчивые словосочетания) и грамматические структуры зазвучали в речи, то их нужно МНОГО ПРОГОВАРИВАТЬ ВСЛУХ в ОСМЫСЛЕННЫХ контекстах.

Проговаривать - говорить вслух.

Осмысленный контекст - ситуация, когда человек говорит либо монологически (один), либо в формате диалога (сам с собой или с напарником), либо полилогически (это когда несколько собеседников), и понимает, зачем он это делает.

ПРИМЕРЫ РАЗНЫХ ТИПОВ осмысленного ГОВОРЕНИЯ (и проговаривания)

Монологическая речь будет при деле, если вас спросили, как вы провели выходные, а вы на пару минут пустились в объяснения, что вы делали, как, с кем и т.п. или если вы с большим азартом начнёте показывать знакомому альбом с фотографиями и будете доминировать в беседе, поясняя, кто там на каком фото, а второй будет вам только поддакивать в те моменты, когда вы будете переводить дыхание или переворачивать страницы; карточки part 2 в IELTS - те самые монологические высказывания; монологи - это также любые презентации, доклады, имитации выступлений на собрании на работе, видео-эфиры, вебинары, когда вы говорите, а вас слушают; туда же можно отнести подкасты, если вы говорите там в одиночку; ситуации, когда вам надо прочитать или послушать (или иным способом, задав вопросы, например), получить информацию, а потом её пересказать или резюмировать (проанализировать) устно - вот та часть, когда вы в одиночку говорите non-stop - это монологическая речь будет.

ТОЖЕ НАДО, но с УМОМ

NB! Зачитывание вслух правильных ответов из учебников (раскрытие скобочек или выполнение аналогичных заданий вслух) тоже является проговариванием, но это НЕ будет осмысленной моно- или диалогической речью, это именно проговаривание вслух по опорам, сравнимо с гаммами в музыке, или прокачкой конкретной мышцы на тренажёре в зале, когда вас страхует тренер; такой вид говорения оправдан, если надо разобраться с новой грамматической структурой на уровне "как образуется, когда употребляется", также это нужно, если нужно дать вам возможность произнести новые для вас слова или словоформы (задания на словообразование и произношение) и сразу же поправить ваше произношение - совсем без таких заданий не получится обойтись;

NB! чтобы от таких заданий было больше пользы, их можно выполнять в два этапа - на первой стадии чисто механически проговорить, на второй - осмысленно составить свои предложения;

НАПРИМЕР

шаг 1

  • поставьте слова в правильном порядке you / do / cheese / like ?
  • раскройте скобки How long (you / learn ) English?
  • образуйте слова с отрицательными приставками (polite, legal)
  • заполните пропуски She is good ... biology. He is interested ... music.
  • найдите слово, которое звучит не в рифму sight, cite, sit, site

вы думаете, применяете правила, говорите

  • Do you like cheese?
  • How long have you been learning English?
  • impolite, illegal
  • She is good at biology. He is interested in music.
  • sit

Если весь урок в таком духе - то слова переставить, то скобки раскрыть, то слова видоизменить, то пропуски заполнить, то лишнее слово в списке найти, то даже если читать это всё вслух, устная своя речь развивается мало. Ожидать, что человек начнёт в условиях, когда его что-то спросили или ему надо спросить, что-то такое говорить вразумительное - не приходится. Если такое случится вдруг, то это "вопреки", а не "благодаря".

РОЛЬ ХОРОШЕГО УЧИТЕЛЯ (если от ученика был прямой запрос на развитие навыка устной речи)

добавить к таким упражнениям

шаг 2 (сразу предупреждаю, что в каждом случае - это один из возможных вариантов, есть множество других - фантазия опытного преподавателя в этом пункте поистине безгранична)

  • Do you like cheese? - на этот вопрос можно ответить попросить ученика, дать обратную связь (поправить ошибки, если есть, задать ещё вопросы - почему, какой именно сыр, если уровень повыше, можно в каких-то временах других спросить или в условной форме)
  • How long have you been learning English? - аналогично, можно ответить и развить
  • impolite, illegal - с этими словами можно составить своё предложение, можно придумать вопросы и на них ответить
  • She is good at biology. He is interested in music. - можно попросить ученика сказать, как у него с биологией и музыкой, а также уточнить, что ещё хорошо получается, и чем интересуется
  • sit - можно дать задание сказать 2-5 предложений о себе или ком-то ещё в разных временах, можно дать задание вспомнить однокренные слова

Если все 5 заданий идут в связке, а занятия в паре, то можно в конце блока из 5 заданий попросить учеников пересказать, что они узнали друг о друге; таким образом будет очень много говорения, хотя вроде как "супер-пупер интеллектуальной беседы" и нет (А нужна ли? Вот честно? Если у человек делает ошибки на do/does, порядок слов, путается в предлогах простейших, как в трёх соснах, то именно такого плана проговаривание с персонализацией - это и есть волшебная таблетка, которая после каждого урока на шажок повышает и правильность речи, и её беглость, выводя множество полезных высокочастотных слов и словосочетаний в актив, причём тренировка идёт и устно, и на слух - когда кто-то из участников урока говорит вслух (учитель или напарник), тот кто в этот момент не говорит, тренирует восприятие на слух - если вам кто-то скажет, что можно говорить нормально, не слушая и не понимая других, я вам разрешаю дать ему или ей - чисто гипотетически - в глаз, ибо так не бывает).

ПОДВОДНЫЙ КАМЕНЬ

На шаге 2 важно ставить ограничители - временные и по объёму сказанного. Иначе будет "И тут Остапа понесло", особенно на высоких уровнях. Некоторые занимающиеся готовы говорить часами, "только дай". Заниматься в паре с такими "дорвавшимися до 5 минут славы" может быть сложно, если они ставят целью "попрактиковать устную речь, беглость повысить", а о правильности сказанного не особо переживают, плюс часов тоже не наблюдают. Иногда такое бывает по недосмотру преподавателя, но чаще - именно потому, что люди не ставят в приоритет accuracy или считают, что им лично наиболее полезен формат "занять как можно больший процент времени урока" своей речью, причём неважно, исправляют их или нет - "главное - говорить побольше". А если ещё учитель молоденький или только с курсов, где ему cделали строгое внушение о греховности teacher talking time, обрисовав в красках, как его сварят в котле при жизни, если подвергнет сомнению сей завет, то вот совсем может быть "труба".

Если есть сомнения - лучше всего прямым текстом спросить, что происходит, так как если есть расхождения в приоритетах, то зачастую единственным решением будет "сменить партнёра по устной практике" или перевести "говоруна" на индивидуальное обучение ("любой каприз за ваши деньги" - тут важно без обид: если занятия в паре или группе, то на часы надо поглядывать и договариваться на уровне группы на берегу, что в приоритете - каждому говорить побольше в свой "ход" или какие-то иные цели совместно поставить ).

СЛЫШУ С ГАЛЁРКИ ВОПРОС: "А есть ли разница, по какому учебнику заниматься?"

Да, безусловно. Навык диалогической речи с разговорной лексикой (на бытовые темы) сложнее (значительно) тренировать, и уроки сложнее планировать, если учебник не целевой. Можно, но сложно, и надо чётко разграничивать то, что для актива, а что "чтобы просто понимать, если слушаешь или читаешь", чтобы не тратить тонны времени на "вывод в актив" того, что нормальные люди по радио слушают, в кино смотрят, а книгах и газетах читают, но сами - раз в десятилетие если скажут, то вот отлично.

То есть, если учебник, например, к экзамену какому-то, и там множество заданий сплошняком "почитать и послушать что-то объёмное", много заданий по формату экзамена на грамматику и лексику, причём лексика по большей части для чтения и аудирования (не предназначена для вывода в "актив"), а формат устной части экзамена не предполагает "диалогов на бытовые темы", то по такому учебнику ждать чудес по части "уроков разговорного английского не надо" - не по адресу. Такое чудо может приготовить только очень опытный, повёрнутый в хорошем смысле на своей работе преподаватель по языку, и надо будет побегать и запариться, чтобы такого найти. И даже если найдёте такого, то надо понимать, что у такого преподавателя, глядя на непригодную для вывода в актив лексику того или иного подраздела, могут быть bad hair days.

ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕР ПОСОБИЯ ДЛЯ ПРАКТИКИ УСТНОЙ РЕЧИ

Let's Talk 1
Let's Talk 1
Let's Talk 2
Let's Talk 2
Let's Talk 3
Let's Talk 3

PS Эта серия именно для тех, кому "поговорить и разговориться", акцент на аудио - американский, потому учебник подойдёт, если язык изучается для иммиграции в Канаду или просто для себя AmE в приориетете. Акцент на аудио не сильный, потому можно заниматься и тем, кому BrE - cлушать можно на любом, на самом деле, а самому делать задания - с тем уклоном, который приоритетен.

ЧТО ЕСТЬ РЕЧЬ ДИАЛОГИЧЕСКАЯ

Диалогическая речь - это когда собеседники, менясь ролями, задают друг другу вопросы и отвечают на них (дискутируют); cюда же можно отнести всевозможные языковые и ролевые игры с карточками, когда прописаны правила или сценарии с подсказками (лексические, произносительные, грамматические, коммуникативные), когда по каким-то правилам по очереди надо-то говорить (необязательно в формате дискуссии, можно на уровне слова-фразы или небольших коротких высказываний из пары-тройки предложений), т.е. собеседники не говорят при этом долго (второй не успевает задремать, плюс - вот тут важное отличие от монологического - второму надо что-то делать с ответом первого).

Иногда говорят вроде бы два человека, но всё равно имеем на выходе моно- или псевдодиалогическую речь; такое будет, если "игра в одни ворота" - например, если один спрашивает всегда, а второй - отвечает, так на уроках часто бывает, когда практика ответов на вопросы в формате IELTS speaking part 1- part3, или ученик "хочет говорить сам", но вопросы задавать либо не может, либо не хочет - в этом случае учитель может подкидывать вопросы, чтобы "диалог" не затихал (о минусах сразу - кто так долго тренируется зачастую не умеет задавать вопросы - во внеурочной среде может оказаться в ситуации, что второй человек вопросов не задаёт; в этом случае беседы получаться не будет, так как говорить не о чем, если вопросов нет, а задавать вопросы некому).

ТАК ВОТ, что за курс нужен,

если дома человек сам занимается, по ключам себя проверяет? И целью ставит развитие устной речи? Уроки или консультации? Как часто нужно заниматься? Достаточно ли будет заниматься 1 раз в неделю?

ЕСЛИ кратко, то

нужны УРОКИ-практикумы устной речи. Оптимально 3 раза в неделю по часу, если нужно прогрессировать, и 2 раза - если нужно просто "поддерживать язык в форме". Вы хотели честного ответа. Я ответила. У вас бюджет на 1 раз в неделю если, то ... возможно, что ваш проект затянется. Нет, не потому что учитель хочет больше денег. Просто потому, что за 4 часа в месяц ещё никто не заговорил. Для сравнения - у меня 8-12 часов практики говорения ежедневно. Издержки профессии, но просто имейте в виду, что учителя в первую очередь хорошо говорят потому, что ... говорят. Годами. А не потому, что сильно способные или умные.

Умные - это те, которые могут вам за 3 часа в неделю помочь достигнуть того же, чего они сами добились за 30 часов, тоже в неделю. Причём они сами 20 лет тренировались с утра до вечера, а вас за года 1.5-2.5 научат, если вы серьёзно подойдёте. В году 52 недели. Если 2 года по 3 раза в неделю - это 300 часов практики проговаривания. С такой расчасовкой можно серьёзные горы свернуть (но с нуля всё равно до B1+ максимально - до C2 пилить ещё раза два столько же).

За 1 час в неделю с пропусками по 4-6 месяцев в совокупности за год (неделю учась, одну-три пропуская) - это, простите, часов 15-20 в год от силы. Занимающийся таким образом - это кандидат в призёры конкурса "рассмешить чьи-нибудь тапочки".
За 1 час в неделю с пропусками по 4-6 месяцев в совокупности за год (неделю учась, одну-три пропуская) - это, простите, часов 15-20 в год от силы. Занимающийся таким образом - это кандидат в призёры конкурса "рассмешить чьи-нибудь тапочки".

А консультации когда?

Это когда по ключам что-то делали, и что-то неясно было. Тут и 1 раз в пару-тройку недель ок. Но тут про развитие устной речи, прошу прощения за каламбур, речи не идёт тогда. Особенно грамотной, если практики с обратной связью (исправлениями и рекомендациями, как улучшить) помимо этих вот контактных часов больше нет.

Раскрытие скобочек в гробовой тишине дома и проверка себя по ключам никакого заметного эффекта на фактическое развитие навыка устной речи не оказывает. Сволочной вид деятельности - берёт тучу времени, мозг понимает, правила все знает, но ... язык не ворочается после него, если устной практики не прилагалось. Хоть на уши встань.

Консультации особенно полезны,

... если они в роли дополнения к самостоятельными занятиями, если вы сами учите язык пассивно (для чтения, аудирования). Или если вам надо время от времени получать обратную связь по заданиям спецкурса (например, если вы делаете транскрибирование больших текстов, презентации, доклады, пишете отчёты и прочие виды письменных работ, и вам это не требуется часто или регулярно). Также консультации показаны, если вам нужен interactive eedback (обратная связь - исправление и объяснение голосом) на письменные работы или периодические устные симуляции тестов (mock tests), если вы самостоятельно готовитесь к CPE или CAE, и вам требуется время от времени именно обсуждать готовые письменные работы, а не учиться их писать (если вдруг нужно учиться, как именно писать эссе и прочие типы письменных работ, то тогда всё-таки нужны уроки зачастую, причём особых типов, в ходе которых очень часто нужно ... разговаривать, но об этом в другой раз).

КАК лучше - 3 раза в неделю по часу или 2 раза по полтора часа?

При прочих равных - лучше чаще и короче уроки, стоимость та же (3 часа в неделю), но выхлоп будет заметнее и качественнее, если заниматься 3 раза в неделю по 60 минут, а не 2 по 90 минут. Онлайн такой график очень просто организовать. Очно занимаются долго потому, что логистика требует экономить время на дороге и/или деньги на транспорте. Другой веской причины заниматься 1.5 часа 2 раза вместо 3 раз по 1 часу - нет.

To be continued )
Вы дочитали 85-ый выпуск серии ELN Insider, "Behind the Scenes", 2018
ЕСЛИ БЫЛО ИНТЕРЕСНО и/или ПОЛЕЗНО,
"ставьте лайк" + СОХРАНЯЙТЕ себе НА ПАМЯТЬ в Фейсбуке, ВКонтакте или Твиттере, ДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ в СОЦСЕТЯХ + подписывайтесь на канал Альтернативно, можно перейти к списку публикаций об IELTS или разновидностях бизнес-английского. Или на главную страницу канала. Об авторе: ENG RUS