Вы можете научить старый мозг новым трюкам
Но это требует большего, чем просто размахивать волшебной палочкой нейропластичности и говорить «Мозг, перенастройся!».
Плазменная пластика включает в себя ряд нейробиологических механизмов, благодаря которым наши человеческие мозги и ум учатся, меняются и овладевают новыми навыками.
Способность к пластичности мозга зависит от продолжительности жизни
Во время детства и подросткового возраста переключатель нейропластичности установлен в положении «ВКЛ». Во взрослом мозгу различные молекулярные и физиологические тормоза действуют так, чтобы переключатель пластичности стал в направлении (но не полностью) «ВЫКЛ».
Более старый мозг по-прежнему пластичен и остается пластичным до конца жизни. Мы можем учиться, менять и овладевать новыми навыками как взрослые. Мы все способны научиться говорить на новом языке в любом возрасте, но мы не можем достичь этого так же легко, как если бы мы научились говорить об этом до начала учебы.
Если в мозге ребенка каждый случай формирует и изменяет нейронные цепи, то взрослая пластичность возникает только при определенных обстоятельствах.
Когда происходит пластичность взрослого человека?
Если вы когда-либо восхищались выдающимися навыками олимпийских дайверов, гимнастов, баскетболистов или других элитных спортсменов, вы будете знать, что они выглядят естественными и беззаботными (при этом сверхчеловеческие способности могут казаться настолько далекими от наших!). Нередко такие выступления приписывают врожденным талантам или хорошим генам: они одаренные, естественные спортсмены, которые родились для победы.
Но, оказывается, в этом гораздо больше мастерства, чем врожденного таланта. Исключительная эффективность – это возможность использовать взрослую нейропластичность.
Практика совершенствует благодаря пластичности
Если бы мы могли поднять крышку и заглянуть в мозги виртуозов скрипачей, хирургов, летчиков-истребителей, чемпионов по шахматам, победителей теннисных гроссмейстеров или мастеров литературы и искусства, мы увидели бы, что исключительная производительность обычно приобретается примерно после 10 лет (или 10000 часов) целенаправленной практики.
Целенаправленная практика – это не то, что большинство из нас считают тренировкой. Это не просто упражнения для гольфа или игра на музыкальном инструменте несколько раз в неделю. Целенаправленная практика – это высоко структурированная деятельность с конкретной целью улучшения вашей работы. Это включает в себя повторение поведения снова и снова, постоянно стремясь повысить производительность и используя отзывы тренера или наставника.
Практики недостаточно
Но есть еще несколько шагов к освоению и перенастройке мозга, чем просто преднамеренная практика: мотивация, положительные эмоции и визуализация играют определенную роль. Врожденная способность взрослого мозга к нейропластичности может быть использована, когда выполняются конкретные условия, которые обеспечивают или приводят к пластичности.
Любые изменения должны быть построены на основе хорошего здоровья головного мозга.
Вот 6 шагов, которые могут позволить вам использовать вашу способность к пластичности и мастерству взрослого мозга.
ЦЕЛЬ: Найдите свои причины.
· Какова ваша цель? Какое умение, поведение или мышление вы хотите изучить, изменить, освоить или совершенствовать?
· Ясность вокруг цели порождает уверенность, мотивацию и волнение, а не страх и неуверенность.
· Знание вашей цели позволяет вам установить «микроцели».
· Микроцели дадут вам первые легкие победы. Первая легкая победа закрывает петлю обратной связи и запускает пути вознаграждения дофамина в вашем мозгу. Вознаграждение повышает мотивацию к обучения.
УЧАСТИЕ: Поглотите себя в изучении задачи. Получите отзывы от лучших.
· Сосредоточьтесь на изучении нового навыка.
· Одиночное внимание к задаче жизненно важно (многозадачность приводит к когнитивному выгоранию!)
· Используйте учителя/тренера/гида, чтобы получить отзыв.
· Примечание для любого преподавателя/тренера/гида: вы должны действовать как ресурс, а не микроменеджмент процесса. Мотивация исходит из автономии и мастерства. Мы все реагируем на внутренние, а не на внешние награды.
ЧУВСТВА: Найдите светлое пятно среди скуки и страха.
· Найдите свой поток. При умеренном или умеренном уровнях активации мозг находится в оптимальном состоянии, чтобы учиться. На очень низком или очень высоком уровнях обучения тормозится возбуждение. Мы видим это на каждом нейробиологическом уровне от синапса до самого поведения.
· Скука – это симптом недомогания – возможно, новая задача не заводит вас. Постарайтесь установить более крупную цель, переместить границы или изменить среду, в которой вы тренируетесь.
· Страх является симптомом чрезмерного возбуждения – возможно, задача слишком сложная. Означает ли это, что уровень задачи превышает ваш уровень мастерства? Может быть, у вас нет «микроцели» вашей задачи.
ВИЗАУЛИЗАЦИЯ: Репетируйте в своем воображении.
· Мышление и действия в уме одинаковы. Те же самые области мозга, которые активируются при завершении моторного навыка, активируются при умственном репетировании одной и той же задачи.
· Музыканты и спортсмены обычно используют умственную репетицию или визуализацию, чтобы помочь достичь мастерства.
· Вы можете мысленно репетировать, как эмоционально реагировать на событие.
· Умственная репетиция может рассматриваться как практика, когда вы не можете целенаправленно практиковать.
ПОВТОРЕНИЕ: Целенаправленная практика совершенствует благодаря нейропластичности.
· Практика (практика и еще раз практика) – новое умение, поведение или мышление.
· Нейроны, которые возбуждаются вместе, связываются вместе. Нейроны, которые не синхронизированы, не связываются.
· Целенаправленная практика превосходит талант. Гений не родился; вместо этого создается мастерство.
· Это место, где появляются хватка и решительность. Целенаправленная практика – это не всегда весело.
РАСШИРЕНИЕ: изменение требует выдавливания вас за края вашей зоны комфорта.
· Повторить одну и ту же задачу снова и снова недостаточно для улучшения. Вы должны сознательно практиковать на грани своих возможностей.
· Любители практикуют, пока они делают все правильно; профессионалы практикуют, пока не смогут ошибаться.
Если вам понравился материал, ставьте лайк, и подписывайтесь на наш канал! Впереди вас ждет еще много интересного о развитии возможностей нашего мозга.