Предприниматели поделились опытом в сообществе на Фейсбуке — каждый написал пять инсайтов и принципов ведения бизнеса. Мы структурировали мысли и тезисы в подборку.
Про клиентов и целевую аудиторию
- Ищи свою целевую аудиторию. «Все» — это не ЦА, «все, которые...» — это тоже не ЦА. Если не понимаешь, кто твоя ЦА — лучше не затевай проект.
- Если ты думаешь, что нашел свою ЦА — ищи этому подтверждения. Если не можешь это доказать — смотри пункт 1.
- Если первый вопрос, который тебе задает клиент, это «чем вы отличаетесь от конкурентов?» — это, скорее всего, не твоя ЦА.
- Важно не то, скольким людям не нужен твой сервис, важно то, скольким людям он нужен.
- Показывай «кухню» компании клиентам — это повышает доверие.
- Неадекватного клиента лучше обойти стороной, чем что-то доказывать.
- Всеми силами удерживать хороших клиентов и искать новые варианты отношений с ними лучше, чем их потерять.
- Не работать с теми, с кем не хочешь. Толку не будет.
- Ни о чем не жалеть после отказа сотрудничать. Не задавать себе дурацких вопросов: «А вдруг это был адекватный клиент?» Лучше перебдеть, чем недобдеть.
Про продажи
- Бери предоплату — это повышает шансы того, что клиент не передумает.
- Любой бизнес — это продажи. С них все и начинается — можно бесконечно долго сидеть на прекрасном продукте, но если его никто не продает, бизнес прогорит.
- Не делать так: «Торговали — веселились, посчитали — прослезились».
- Нужно не продавать, а формировать спрос.
- В любой сомнительной ситуации — поднимай цены.
- Не демпинговать — попадешь в ловушку. Клиент, который покупает только из-за низкой цены, — нелояльный клиент. Всегда найдется тот, кто продаст ему еще дешевле.
Про партнеров и конкурентов
- Не брать в партнеры друзей.
- Если сомневаешься работать или не работать с партнером — не работай.
- Работать с теми, с кем «на одной волне».
- Не искать партнеров, похожих на тебя, а искать тех, кто дополнит твои слабые стороны своими сильными.
- С потенциальными партнерами проясняй максимум вопросов на берегу и не торопись сливаться в экстазе.
- Все непонятное и мутное — проекты, партнеры, клиенты, подрядчики — сразу должно пойти на…
- Не работать с мудаками.
- Бо́льшая доля всегда у инвестора. Равных долей и равного вклада не бывает.
- Слушать интуицию, работать с приятными людьми.
- Конкурентами становятся те, у кого не хватило мозгов стать партнерами (взаимовыгодные программы лояльности). Таких безмозглых не жалеть.
- Недооценка конкурентов — сыграет злую шутку с вами впоследствии.
Про команду
- Друзья и родственники — только на самом старте, дальше исключительно без них.
- Вовремя отлавливай момент, когда ты начинаешь работать на сотрудников, а не они на тебя.
- Все, кто приходят в офис отсидеть время за зарплату, могут больше не приходить.
- Нельзя нанимать людей, которые допускают, что можно работать в минус!
- Все решает команда и атмосфера внутри неё.
- Не бойся увольнять сотрудников. Каждый следующий лучше предыдущего.
- Постоянно делегируя и обучая, помни, что растишь конкурента за свои же деньги и время.
- Управление персоналом не отличается от управление школьным классом — 30 совершенно нелояльных и немотивированных людей.
Про финансы
- Искать любые способы снизить затраты.
- Кредиты не брать. Во всяком случае, на старте.
- Если к деньгам относится проще, их не становится меньше.
- Считать надо все, в том числе мелкие издержки. С самого начала. Считать надо постоянно.
- Нужны две подушки безопасности — для себя и для фирмы.
- Бизнес-план — хорошее «упражнение» в Экселе, часто имеющее мало общего с реальностью.
- Держи финансы и всю документацию в порядке с самого первого дня. Поддерживать порядок гораздо проще, чем экстренно его наводить.
- Бизнес можно открыть без копейки денег.
- Сначала выясни задачу и объем работы, а потом называй окончательную цену.
- Ничего никогда не делай бесплатно. А лучше — по предоплате.
- Большие деньги зарабатываются легче чем маленькие.
Про продукт
- Постоянно повышай качество продукта.
- Повышай качество продукта после запуска, а не до — перфекционизм от лукавого.
- Запускай продукт в состоянии «достаточно хороший», а не «идеальный». Идеал не достижим.
Про бизнес в целом
- Бизнес — это отношения. Самый главный челлендж — научиться их выстраивать.
- Бизнес — это не про деньги, а про смыслы.
- Бизнес — это не про лежание под пальмой, а про постоянные перемены, и, прежде всего, в собственных мозгах.
- Бизнес — это путь, а не цель.
- Находи время для себя, иначе его никогда не будет.
- Умей быстро тестировать идеи, а не долго сомневаться и искать идеальную.
- Всегда держи данное слово и выполняй обязательства. Особенно по срокам.
- Если нет сил и средств действовать глобально, как лидеры на рынке, надо действовать локально и гибко, как партизаны. Бизнес — это война.
- Бизнесу нужно учиться, даже если это «в крови».
- Есть много вариантов бизнеса, не обязательно это офис и наёмные работники.
- Пользуйся услугами психолога/психоаналитика, это в корне меняет все — и бизнес тоже.
- Бизнес — это ещё не вся жизнь.
- Постоянно вкладывай в себя — учись и развивайся. Это окупится.
- Если тебя нет в интернете, тебя нет в бизнесе.
- Главное — ничего не бояться.
- Будь наглым.
- Будь готов к любому исходу.
- Бизнес «по наитию» — это хобби! Правильный подход — это бизнес, работающий, как система.
- Ответственность — это не решение проблем за всех, это личное обязательство делать то, что в твоих силах, и чуть-чуть с горкой.
- Все рамки и ограничения в бизнесе — в голове собственника.
- Не переоценивай свои силы. Не думай, что ты уже крутой и все знаешь.
- Всегда имей План Б.
- Если проект не взлетел — бросать мгновенно и забывать.
- Пробуй снова.
- Ты всегда будешь за все отвечать, всегда будешь крайним, и на помощь никто не придёт. Рассчитывай только на себя.
- Нет нерешаемых проблем и закрытых дверей. Если что то не получается, возможно, сейчас для этого просто не время.
- Не слушай критиков. Пока кто-то говорит тебе, что задуманный тобой бизнес — говно, ты уже открыл следующий.
- Семья важнее бизнеса.
- Всегда можно заработать больше и проще. Ищи людей и возможности.
- Если интуиция обещает тебе, во-первых, необыкновенно перспективное сотрудничество, а во-вторых, связанный с этим сотрудничеством геморрой, то сбудется только одна часть. Про геморрой.
- Еще никто не научился плавать по роликам на Ютюбе. Так и в бизнесе — у каждого будут свои ошибки, свой опыт и своя история.
Подписывайтесь на канал и приходите общаться в Инстаграм — будет интересно!