В октябре 1941 года ожесточенные бои разгорелись на подступах к Донбассу, 383-я стрелковая дивизия заняла оборону в районе города Красный Луч, который являлся опорным пунктом ваших войск на пути к первым каменноугольным шахтам. Немецко-фашистское командование, сосредоточив на этом направлении более трех мотострелковых дивизий, усиленных танками в авиацией, рассчитывало с ходу овладеть населенными пунктами и ворваться в украинскую «кочегарку». Одна за другой сыпались директивы Гитлера с требованием быстрее овладеть Донбассом. Гитлеровские генералы не жалели солдат, бросали их в пекло кровопролитных боев.
Большие потери несла 383-я дивизия. Приходилось пополняться за счет местного населения. В ее состав пришло немало потомственных шахтеров. Когда фашисты ворвались в пределы Донбасса, шахтеры грудью встали на защиту родного края.
Пришел к командиру дивизии и Тимофей Гнилицкий.
— Прими меня в свою дивизию,— начал он.— Сын Егор где-то защищает родную землю, не посрамлю и я шахтерской чести. Ты не смотри, что мне уже за пятьдесят, я еще смогу так же, как и в гражданскую, драться с проклятым немцем.
Но зачислить его командир не мог. Этот потомственный шахтер, принявший от своего отца шахтерский обушок, должен был, как и многие другие, по решению правительства переехать на новое место для обеспечения страны каменным углем...
После ожесточенных боев дивизия заняла оборону на окраине растянувшейся по извилистой линии среди сопок небольшой деревни Княгиневка. Когда немецко-фашистские войска приблизились, в ней оставалась семья Гнилицкого — жена и четыре дочери. Старшая Нина, как и отец, с детства связала свою трудовую судьбу с шахтой. Днем она работала на выборке, а придя домой, помогала матери по хозяйству. Вечерами занималась в кружке ПВХО. Здесь-то у нее и зародилась любовь к военному делу. Успешно усвоив программу по противовоздушной и противохимической обороне, будучи членом Осоавиахима, она записалась в кружок «Ворошиловский стрелок». Через месяц она отлично знала материальную часть оружия и лучше всех стреляла из винтовки и револьвера. На ее груди засверкал второй оборонный значок. Когда к ней обращались сверстники с вопросом:
Ну зачем тебе знать военное дело, ведь оно только для мужчин? — Нина всегда отвечала одно:
На значке ГТО не сказано, что это касается только мужчин. На нем написано: «Готов к труду и обороне!» Это относится ко всем.
Но на изучении стрелкового дела она не остановилась. Получив удостоверение «Ворошиловский стрелок», Нина записалась в кружок «Связист», старательно изучала устройство радиостанции, азбуку Морзе. Многие завидовали той быстроте, с которой она овладела этим сложным делом. Ее назначили командиром отделения.
Понравилась статья? Поставь лайк, поделись в соцсетях и подпишись на канал!