Найти тему
Август о детях

Взрывной ребенок

Оглавление

Произвольная регуляция или саморегуляция позволяет детям управлять своими эмоциями, поведением и движением тела в трудной ситуации.

ФАКТЫ

Саморегуляция — это не то же самое, что самоконтроль. Самоконтроль — это прежде всего социальный навык. Дети используют его, чтобы контролировать свое поведение, эмоции и импульсы. Саморегуляция же позволяет детям управлять своими эмоциями, поведением и движением тела, когда они сталкиваются с ситуацией, с которой сложно справиться.

Дети с СДВГ и высокочувствительные дети часто имеют проблемы с саморегуляцией.

Недостаточность саморегуляции у высокочувствительных детей связана с особенностями нервной системы, а именно с ее регулированием. При наличии проблем с обработкой сенсорной информации (зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой) у ребенка может произойти перегрузка нервной системы, и дети теряют способность регулировать себя.

ИСТОРИЯ

«Моя 6-летняя дочь пришла с дня рождения подружки в слезах. Мы не могли выяснить, что ее так расстроило. На празднике ее никто не обижал, она веселилась и играла вместе со всеми, но, когда пришла домой, громко кричала и плакала».

Дефицит произвольной регуляции у детей с СДВГ имеет другую природу. Детям с СДВГ трудно контролировать эмоции, поэтому они слишком остро реагируют на, казалось бы, обычные вещи. Их реакция по силе может не соответствовать ситуации.

ИСТОРИЯ

«Мой сын 9 лет очень импульсивен. Иногда небольшая мелочь может вызвать у него бурную истерику. Например, после школы мы хотели пойти кататься на велосипедах, но внезапно пошел дождь, и прогулку пришлось перенести. Он плакал, кричал, ругался, хотя планы пришлось все лишь перенести на пару часов».

ПОМОЩЬ РЕБЕНКУ В САМОРЕГУЛЯЦИИ

Если вам кажется, что у вашего ребенка дефицит (недостаточность) произвольной регуляции, обратитесь к нейропсихологу для проведения диагностики. Нейропсихологическая диагностика включает серию заданий и упражнений, которыепозволяют оценить развитие памяти, внимания, пространственных представлений, а также навыков саморегуляции. На основе проведенного обследования нейропсихолог делает выводы об особенностях развития ребенка, составляет план коррекционных занятий, которые включают в себя игры и упражнения для формирования произвольной регуляции, уменьшением влияния эмоций на повседневную жизнь.

ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ?

∙ Родителям высокочувствительных детей необходимо учитывать нагрузку на нервную систему. Если ребенок плачет после дня рождения, необходимо уйти с праздника раньше, чем ребенок устанет.

∙ Дайте чувствам названия. Когда дети могут говорить о своих чувствах, им легче их выразить словами.

∙ Определите причины-триггеры, предупреждайте. Родителям детей с СДВГ заранее проговаривать планы и возможные в них изменения, чтобы ребенок был более гибок. Если ребенок впадает в истерику, когда приходится прекратить любимое занятие, предупредите его за 10 минут «через 10 минут мы садимся обедать».

∙ Учите ребенка контролировать свои импульсы. Иногда ребенку трудно сдержать эмоции, но ему можно помочь: предложить его любимое успокаивающее занятие «У меня не получается решить эту задачу. Я сейчас прокачусь на велосипеде, потом попробую снова» или «я сержусь на брата, поэтому я пойду к себе в комнату и буду слушать громкую музыку».

∙ Проявите сочувствие к ребенку, он сам страдает от разрушительной силы своих эмоций и поведения.

∙ Обратитесь за помощью к специалисту.


Помните, навыки саморегуляции развиваются постепенно. С возрастом ребенок лучше регулирует свои эмоции и поведение, и в наших силах помочь ему в этом.