Найти в Дзене

На каких инструментах играют ангелы?

В Библии ангелы играют только на трубах.

И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб.
Откровение Иоанна Богослова

На картинах, миниатюрах, витражах ангелы изображаются с самыми разными инструментами (чаще всего с арфами), но в Библии этого нет; на арфе в Библии играл царь Давид.

1490 г., Джованни Амброджио де Предис, ангел с виелой.
1490 г., Джованни Амброджио де Предис, ангел с виелой.
Тот же художник, ангел с лютней.
Тот же художник, ангел с лютней.

Впрочем, в Библии ангелы и не поют. Хоры ангелов появились уже в довольно поздних христианских преданиях (как, например, предание о плавании клириков святого Колумбана XV века).

Когда же ангелы взялись за музыкальные инструменты?

И что это были за инструменты?

Разумеется, ангелы с трубами из Апокалипсиса изображались очень часто и с самых давних времён. А святых и верующих рисовали с разными инструментами. Всё в соответствии с Писанием.

Хвалите Бога со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях. Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе. Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных. Все дышащее да хвалит Господа! Аллилуия.
Псалом 150

Целое тысячелетие минуло, прежде чем художники рискнули отступить от священного текста. Ангелы с разными музыкальными инструментами впервые появились в английских средневековых манускриптах XII - XIII века. Вот одно из самых ранних изображений.

Миссал Генри Чичестера XIII века. Миссал — богослужебная книга с текстом мессы и сопутствующими текстами. В этой книге к мессе приложены ноты: отчасти понятно, почему появился рисунок с инструментами.
Миссал Генри Чичестера XIII века. Миссал — богослужебная книга с текстом мессы и сопутствующими текстами. В этой книге к мессе приложены ноты: отчасти понятно, почему появился рисунок с инструментами.

Небеса торжествуют: Христос воскрес! Один из ангелов действительно играет на арфе. А другой — на виеле, предке скрипки (хотя не исключено, что это даже ребек, предок виелы. Время раннее). Так что ангелы-скрипачи — вовсе не изобретение позднейших времён. Им столько же лет, сколько арфистам.

XIX век. Вильям-Адольф Бугро, "Песня ангелов".
XIX век. Вильям-Адольф Бугро, "Песня ангелов".

Но вернёмся в тринадцатый век. Вот ещё одно раннее изображение, на сей раз из Бельгии.

XIII век. Арфа, виела и маленький орган-портатив.
XIII век. Арфа, виела и маленький орган-портатив.

Позже изображений становится больше. А вот арф на них не так много.

XIV век, иллюстрация к другому Миссалу. Ангелы с цитолью и виелой.
XIV век, иллюстрация к другому Миссалу. Ангелы с цитолью и виелой.
XIV век, Псалтирь Робера де Лиля. Ангел с цитолью.
XIV век, Псалтирь Робера де Лиля. Ангел с цитолью.
Псалтирь из Ормсби, XIV век, ещё одна цитоль.
Псалтирь из Ормсби, XIV век, ещё одна цитоль.

Почему столько цитолей?

Звук этого давно забытого инструмента в тот век считался особенно нежным, поистине ангельским. Примерно так же, как сейчас звук арфы. А вот средневековые "готические" арфы ещё не стали такими сладкозвучными, как современные. Сравним их звук на двух реконструкторских записях.

Тот же век, но другой инструмент.

XIV век. Алтарь церкви в Германии, в Зосте. В руках у ангела цитра, она же псалтериум.
XIV век. Алтарь церкви в Германии, в Зосте. В руках у ангела цитра, она же псалтериум.

Всё же и в XIV веке мы видим ангельские арфы.

Иллюстрация к книге Уолтера де Мильмета De Nobilitatibus Sapientiis et Prudentiis Regum. XIV век. Арфа, виела и всё та же цитоль.
Иллюстрация к книге Уолтера де Мильмета De Nobilitatibus Sapientiis et Prudentiis Regum. XIV век. Арфа, виела и всё та же цитоль.
Маргиналия из "Маастрихтского часослова", XIV век. Нидерланды, Льеж.
Маргиналия из "Маастрихтского часослова", XIV век. Нидерланды, Льеж.

В XV веке наступает расцвет. Тема становится популярной и появляется множество изображений. Фра Беато Анджелико и Мелоццо да Форли пишут фрески одна прекрасней другой.

Фра Беато Анджелико, 1433 г., Табернакль Линайоли ("табернакль" — дарохранительница или другое сооружение для хранения святынь в церкви). Труба и бубен, орган-портатив, ребек и барабан.
Фра Беато Анджелико, 1433 г., Табернакль Линайоли ("табернакль" — дарохранительница или другое сооружение для хранения святынь в церкви). Труба и бубен, орган-портатив, ребек и барабан.
Мелоццо да Форли, 1470-1480 гг, роспись в соборе св. Петра. Ангел с виелой.
Мелоццо да Форли, 1470-1480 гг, роспись в соборе св. Петра. Ангел с виелой.
Та же роспись, ангел с лютней.
Та же роспись, ангел с лютней.

Но что до расширенного состава ангельского оркестра, то никто не превзошёл Ганса Мемлинга.

1480, левая и правая части триптиха "Христос, окружённый музицирующими ангелами".
1480, левая и правая части триптиха "Христос, окружённый музицирующими ангелами".

Здесь появляется инструмент, который был редким даже в то время — однострунный трумшайт (он в руках у второго слева ангела). Перечислим по порядку: цитра-псалтериум, трумшайт, лютня, тромбон (или, возможно, его предок сакбут), флейта-траверсо, сигнальная труба, ещё один тромбон, орган-портатив, арфа и виела.

А как арфа стала "традиционным" ангельским инструментом?

Это случилось много позже, когда в живописи появились путти — изображения ангелоподобных младенцев с крыльями. Хоть они и выглядят как ангелочки, но они "даже не родственники". Образ навеян античностью, а лиры и арфы в руках путти — это отсылка к лире Аполлона.

Франсуа Буше, XVIII век, "Аллегория музыки".
Франсуа Буше, XVIII век, "Аллегория музыки".

Так что, хотя настоящие ангелы действительно изображались с арфами, но фарфоровые и открыточные ангелочки-арфисты ближе к языческой мифологии. Неудивительно, что зачастую это фигуристые красотки с крыльями!

Ссылки: Миссал в библиотеке Манчестерского университета.

___________________________

Даже мёртвого музыковеда радуют лайки и подписки. Спасибо!