Джалло (Giallo) в переводе с итальянского – «желтый», а ещё – жанр итальянского хоррора, популярный в семидесятых годах прошлого столетия. Сочетает в себе сносную детективную интригу, обязательного маньяка или нескольких маньяков, вкрапления мелодраматизма, обильное использование светофильтров, яркую цветастую картинку, много (полу)голых женщин, обилие сцен, где (полу)голых женщин превращают в (полу)голые трупы с помощью колюще-режущего инвентаря, немало стандартных эротических сцен без расчлененки, еще больше вычурных ракурсов камеры, постоянные отсылки к дедушке Фрейду и маркизу Де Саду, профнепригодную полицию, сочную сюрреалистичную атмосферу, развязки в стиле «Вот это поворот!», а также длинные и дурацкие названия, типа «Что это за странные капли крови отражаются в глазах сломанной куклы, лежащей на черном бархате?».
5 сочно жёлтых фильмов
Смерть, снесшая яйцо (La morte ha fatto l'uovo) 1968, режиссер – Джулио Квести. Джина Лоллобриджида, Жан-Луи Трентиньян и Ева Аулин разыгрывают детективный сюжет с адюльтером, шантажом и трупами в декорациях птицефабрики. Ранний джалло в постановке человека-загадки Джулио Квести слабоват по части кишок и крови, но подкупает своей совершенно сюрреалистической атмосферой.
Странный порок госпожи Уорд (Lo strano vizio della Signora Wardh) 1971, режиссер – Серджо Мартино. Королева жанра Эдвиж Фенек играет жену дипломата, склонную к BDSM, психически неустойчивую и ищущую своими силами серийного убийцу. В финале будет сюжетный твист.
Все оттенки тьмы (Tutti i colori del buio) 1972, режиссер – Серджо Мартино. Эдвиж Фенек снова страдает психосексуальными расстройствами, наблюдая сновидения, которые несомненно порадовали бы дедушку Фрейда. Фильм удачно испытывает на прочность реальность – до финала разобраться что действительно происходит, а что только мерещится героине практически невозможно.
Разденься для убийцы (Nude per l'assassino) 1975, режиссер – Андреа Бьянки. В этом фильме Эдвиж Фенек внезапно никакими расстройствами психики не страдает. Кого этот фильм порадует точно, так это эротомана. Комментарий пользователя рутрекера, увидевшего скриншоты фильма: «это точно не порно?». Нет, не порно, но столько обнаженной натуры в джалло не было ни до, ни после.
Кроваво-красное (Profondo rosso) 1975, режиссер – Дарио Ардженто. Шедевр, вершина, квинтэссенция, высшая точка жанра. Занимает в пантеоне «желтых» фильмов примерно такое же место, какое «Семь Самураев» занимают в самурайском кино.
5 человек, умеющих правильно снимать джалло
Марио Бава – крестный отец жанра снял около 30 фильмов в разных жанрах, но известен именно как мастер джалло. На фоне последователей визуальный стиль Бава выглядит простым и бесхитростным, но к ознакомлению обязателен.
Дарио Ардженто – говорим Ардженто, подразумеваем джалло. Итальянский хоррор-режиссер №1. В отличие от коллег продолжил снимать джалло, когда оно уже вышло из моды.
Серджо Мартино – режиссер-универсал, работавший в разных жанрах, от спагетти-вестернов до секс-комедий по-итальянски, но настоящего успеха добив в начале 70-х, выпустив подряд 5 первоклассных джалло.
Луиджи Баццони – снял всего 5 фильмов, два из которых действительно хороши. Оба оказались джалло, отличающимися большим акцентом на детективную интригу и саспенс, чем на процесс потрошения.
Лючио Фульчи – за 42 года в кино снял более полусотни фильмов, самой большой известностью пользуются его макабрические зомби-фантазии начала 80-х, однако из истории джалло нельзя просто так взять и выкинуть «Ящерицу в женской коже» и «Муки Невинных».