Что кричит этот героический французский матрос?
"Не забывайте Оран!"
А лучше бы он кричал: "Не забывайте о воздушной разведке и противоторпедных сетях, сволочи!" Может, у начальства ума бы добавилось. Хотя, это вряд ли (с).
Дело в том, что 4 июля 1940 года британская эскадра атаковала французские корабли, стоявшие в военной гавани Мерс-эль-Кебир рядом с алжирским городом Оран. (Не самое плохое время провёл я там в конце 70-х годов, но об этом в другой раз:)
Англичане не хотели, чтобы они достались немцам, а французы не хотели отдавать их никому, в том числе и англичанам. Один французский линкор был потоплен сразу, а два получили тяжёлые повреждения. 6 июля британцы вернулись их добивать.
В итоге было убито 1297 французских моряков, один линкор погиб, а два получили такие повреждения, что война для них закончилась.
А что потеряли англичане? Двух человек убитыми и шесть торпедоносцев "Суордфиш", бипланов-кукурузников, сделанных из ̶г̶о̶в̶ полотна, натянутого на металлический каркас.
А уже 12 ноября того же года эти же кукурузники двумя волнами - 12 и 8 единиц (!) утопили в военно-морской базе Таранто 3 итальянских линкора и повредили два эсминца. Только через полгода два линкора были снова введены в строй, а один так в море больше и не ходил. Погибло около шестидесяти итальянцев и в десять раз больше было ранено.
Потери англичан - 2 (два) самолёта и два пилота. Двое других были взяты в плен.
После этого в Таранто приезжали японские военные специалисты. Стоит ли удивляться, что 7 декабря 1941 года в Пёрл-Харборе у них всё получилось как нельзя лучше. Даже торпеды свои они снабдили такими же деревянными поплавками, как и англичане, чтобы при сбросе не ныряли слишком глубоко и не получили повреждения о дно :)
Итог: четыре линкора и два эсминца потоплено, четыре линкора и три крейсера повреждено, уничтожено и повреждено более 300 самолётов, 2400 американцев погибло.
Потери японцев - 4 сверхмалые подводные лодки и 29 самолётов, погибло около 65 человек.
Ну а наши-то что? Да взять хотя бы адмирала Нахимова, уничтожившего эскадру из 15 турецких боевых кораблей в Синопе. Кстати, это было последнее в истории сражение чисто парусных кораблей.
Хе-хе, скажет кто-нибудь, а потом сами свои корабли в Севастополе топили, черноморцы - известные самотопы! Что ж, не парусникам было состязаться с военными пароходами союзников, но и затопленные, они продолжали сражаться с врагом, не давая ему войти в бухту и нанести защитникам города удар в спину.
Не прошло и семи лет, как в гавани г. Чарльстона, Южная Каролина, было затоплено около сорока судов, чтобы воспрепятствовать поставкам оружия южанам.
Но это всё хотя бы в ходе боевых действий, а ведь крупнейшие самозатопления произошли, чтобы корабли не достались противнику.
В 1919 году в Скапа-Флоу немцы утопили свой флот, интернированный англичанами.
10 линкоров, 10 крейсеров, 32 эсминца легли на дно. А 18 других кораблей англичане всё же ухитрились посадить на мели.
Контр-адмирал фон Ройтер, организовавший всё это, стал национальным героем Фатерланда. Там почему-то самотопом его никто не обзывал.
Но и это ещё не предел. В 1942 году в Тулоне французы утопили 3 линкора, 7 разных крейсеров, авианесущий корабль, 15 подлодок, 30 эсминцев и миноносцев и много других судов. Чтобы немцам не достались. При этом один из линкоров и тот самый гидроавианосец прорывались из Алжира, чтобы не достаться англичанам :)
Вот и выходит, что общее количество линкоров, затопленных своими командами и утопленное врагом у причалов, превышает количество, погибшее в боях в открытом море, для которых они и были рождены.
В этой связи мне вспоминается утверждение, что самым опасным местом для человека является его постель - ведь на своих ложах встретили смерть гораздо больше людей, чем во всех войнах и прочих рискованных занятиях, вместе взятых :))