Как обычно бывает в российском ЖКХ любой приказ Минстроя вызывает массовую истерию. Следующим шагом становится небольшое, но обсуждение изменений и их последствий, а потом все начинают работать с нововведениями по принципу «нам так ГЖИ сказали». Похоже аналогичная ситуация складывается и с широко разрекламированной формой платежного документа, утвержденной Приказа Минстроя России от 26.01.2018 № 43/пр.
Итак, поехали.
В интернете Приказ Минстроя России от 26.01.2018 № 43/пр «Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг» (далее по тексту – Приказ 43/пр) встретили неоднозначно, с чем я лично согласен, так как объем информации, которую парни из Минстроя попытались впихнуть в платежку, нереален и не нужен.
Действуя по принципу «впихнуть невпихуемое» разработчики Приказа 43/пр создали форму платежного документа, которая:
1) при всем желании не помещается на листе формата А4;
2) если попытаться все-таки запихнуть в лист формата А4, то шрифт получается настолько мелким, что впору к каждой квитанции прикреплять лупу, что видимо будет предусмотрено в будущих поправках в стандарты управления МКД.
Но не надо паники…
Во-первых, приказ вводит рекомендованную форму платежного документа, а значит, никакой обязанности применять именно такой формат платежного документа у управляющих организаций и ТСЖ не возникает.
Во-вторых, ничего кардинально нового Приказ 43/пр не вводит. Установленные законодательством требования прописаны в п.69 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее по тексту – Правила).
Примечание:
* Приказ Минстроя от 29 декабря 2014 г. № 924/пр начал действовать с 09.06.2015 года, а повышающие коэффициенты были введены с 01.01.2017 года Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 №1498.
** В связи с изменениями, внесенными в Правила с 01.01.2017 года Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 №1498 возникла необходимость ввести в квитанцию в дополнение к ОДН и КРСОИ (коммунальные ресурсы на содержание общего имущества).
*** Вместо одного штрихового кода в новой форме платежного документа введены штриховые коды в отношении каждой отдельной работы (услуги), что, по моему мнению, сделано для тех ситуаций, когда в регионе несмотря на прямые договоры «Собственник – РСО» будут выставляться единые платежные документы. Это позволит оплачивать отдельные услуги в платежном документе. Если же у управляющей организации (ТСЖ) «свой» отдельный платежный документ оплата отдельных видов услуг невозможна в силу п.118 Правил, а значит и смысла печатать штриховые коды нет.
Таким образом, Минстрой просто «подогнал» новую форму платежного документа к требованиям того законодательного хаоса, который сам же и создал. Ничего кардинально нового в платежном документе не появилось, но среди мелочей можно выделить необходимость указывать:
1) идентификатор платежного документа, идентификатор ЖКУ, единый лицевой счет, сформированные в ГИС ЖКХ;
2) сведения о показаниях ИПУ, содержит информацию о приборе учета, наименование КУ, показаниях ПУ как за предыдущий, так и за текущий месяц;
3) отдельно в графе коммунальные услуги обращение с ТКО;
В интернете массово распространяют мнение, что раз Приказ 43/пр зарегистрирован в Минюсте – он сразу становится обязательным к применению. Похвально, но ребята забывают, что «потроха» Приказа лишь отражают требования к платежному документу, установленные Правилами предоставления коммунальных услуг, а вот они уже абсолютно точно обязательны к применению вне зависимости от факта регистрации очередного приказа Минстроя в Минюсте.
А так, берете эксель и двигаете ячейки удобным для вас образом. Лишь бы впихнулось «невпихуемое».
Ну, и лупы для собственников помещений в бухгалтерии не забудьте развесить.
Не каждый глаз сможет рассмотреть напечатанное четвертым размером шрифта…