Найти в Дзене

Детский психолог: 10 подсказок для родителей, которые хотят помочь своим детям

Материал создан при поддержке LGEG.

Ваш ребенок не хочет заниматься, мало контактирует с другими детьми, демонстрирует неуверенность в себе? Или, наоборот, очень в себе уверен, но не признает авторитетов? Как отличить возрастную норму от опасных сигналов и правильно помочь своему ребенку - в нашем коротком материале.

Психологическая служба образовательного центра LGEG постоянно работает с детьми от 2 до 17 лет и их родителями. Иногда семьи учеников сами приходят с запросом на консультацию, иногда наши тьюторы, видя трудности ребенка, рекомендуют встретиться с психологом.

Что мы объясняем всем детям и семьям? Есть проявления, которые являются нормой в раннем возрасте и тревожным сигналом - после 10 лет, есть наоборот. Например, сумрачное настроение для подростка - вариант нормы, а вот постоянно печальный дошкольник - далеко не норма.

Почему? Существует такое понятие, как “ведущая деятельность”: в возрасте до 7 ведущей деятельностью является игра, чуть позже - познавательная деятельность, в подростковом возрасте - социализация. Не стоит особо волноваться, если шестилетка не решает математические задачи и постоянно хочет бегать. На 11-летку, который не может сосредоточиться, лучше обратить внимание.

Тревожные сигналы для детей всех возрастов:

  • поведение ребенка внезапно меняется (буйный и активный становится очень спокойным, спокойный и уравновешенный становится плаксой), изменения длятся какое-то время.
  • родитель или значимый взрослый понимает, что вообще не влияет на поведение ребенка
  • ребенок часто подавлен и плачет
  • начинает регулярно проявлять агрессию к другим людям
  • нет эмпатии, ребенок не понимает, что делает человеку или животному больно
  • не имеет друзей/партнеров по игре
  • боится людей, не идет с ними на контакт
  • “зацикливается” на одном интересе и говорит только об этом
  • не реагирует на запреты и правила
  • причиняет себе вред и боль (грызет ногти, выдирает волосы, царапает и щипает себя)

Сигналы для возраста 2-6 лет

  • отказ от взаимодействия с игрушками (от 2 лет) и от игры со сверстниками (от 3 лет)
  • презирает игру, показывает сугубо “взрослые” интересы
  • очень тяжело переживает разлуку с родителем (за исключением периода адаптации)

Сигналы для возраста 7-12 лет (младшие школьники) и 12-17 лет (подростки)

  • не умеет ошибаться и проигрывать (кричит, рыдает, бьется головой и так далее)
  • не умеет откладывать реализацию своих желаний (хочет все здесь и сейчас)
  • не может сконцентрироваться
  • скатывается в истерики, не контролирует свои эмоции
  • постоянно врет
  • очень негативно реагирует на необходимость учиться
  • крайне застенчив и не умеет контактировать с людьми (за исключением периодов адаптации)
  • становится объектом травли
  • сам принимает участие в травле (как зачинщик или как наблюдатель)
  • нуждается в надзоре, не может сам делать уроки и чем-то заниматься
  • случайно или намеренно забывает делать уроки
  • не понимает, почему в обществе нельзя ругаться матом, говорить на “неприличные” темы, и постоянно это делает
  • физически себя травмирует
  • часто говорит о смерти

Важно понимать, что сейчас границы подросткового возраста сдвигаются, 9-10-летние дети уже сталкиваются с трудностями этого периода. Для подростка более-менее нормально терять контакт с родителем, закрываться от него, не уметь просить помощи. Но, уважая границы своего ребенка, надо не пропустить тревожных знаков