Материал создан при поддержке LGEG.
Ваш ребенок не хочет заниматься, мало контактирует с другими детьми, демонстрирует неуверенность в себе? Или, наоборот, очень в себе уверен, но не признает авторитетов? Как отличить возрастную норму от опасных сигналов и правильно помочь своему ребенку - в нашем коротком материале.
Психологическая служба образовательного центра LGEG постоянно работает с детьми от 2 до 17 лет и их родителями. Иногда семьи учеников сами приходят с запросом на консультацию, иногда наши тьюторы, видя трудности ребенка, рекомендуют встретиться с психологом.
Что мы объясняем всем детям и семьям? Есть проявления, которые являются нормой в раннем возрасте и тревожным сигналом - после 10 лет, есть наоборот. Например, сумрачное настроение для подростка - вариант нормы, а вот постоянно печальный дошкольник - далеко не норма.
Почему? Существует такое понятие, как “ведущая деятельность”: в возрасте до 7 ведущей деятельностью является игра, чуть позже - познавательная деятельность, в подростковом возрасте - социализация. Не стоит особо волноваться, если шестилетка не решает математические задачи и постоянно хочет бегать. На 11-летку, который не может сосредоточиться, лучше обратить внимание.
Тревожные сигналы для детей всех возрастов:
- поведение ребенка внезапно меняется (буйный и активный становится очень спокойным, спокойный и уравновешенный становится плаксой), изменения длятся какое-то время.
- родитель или значимый взрослый понимает, что вообще не влияет на поведение ребенка
- ребенок часто подавлен и плачет
- начинает регулярно проявлять агрессию к другим людям
- нет эмпатии, ребенок не понимает, что делает человеку или животному больно
- не имеет друзей/партнеров по игре
- боится людей, не идет с ними на контакт
- “зацикливается” на одном интересе и говорит только об этом
- не реагирует на запреты и правила
- причиняет себе вред и боль (грызет ногти, выдирает волосы, царапает и щипает себя)
Сигналы для возраста 2-6 лет
- отказ от взаимодействия с игрушками (от 2 лет) и от игры со сверстниками (от 3 лет)
- презирает игру, показывает сугубо “взрослые” интересы
- очень тяжело переживает разлуку с родителем (за исключением периода адаптации)
Сигналы для возраста 7-12 лет (младшие школьники) и 12-17 лет (подростки)
- не умеет ошибаться и проигрывать (кричит, рыдает, бьется головой и так далее)
- не умеет откладывать реализацию своих желаний (хочет все здесь и сейчас)
- не может сконцентрироваться
- скатывается в истерики, не контролирует свои эмоции
- постоянно врет
- очень негативно реагирует на необходимость учиться
- крайне застенчив и не умеет контактировать с людьми (за исключением периодов адаптации)
- становится объектом травли
- сам принимает участие в травле (как зачинщик или как наблюдатель)
- нуждается в надзоре, не может сам делать уроки и чем-то заниматься
- случайно или намеренно забывает делать уроки
- не понимает, почему в обществе нельзя ругаться матом, говорить на “неприличные” темы, и постоянно это делает
- физически себя травмирует
- часто говорит о смерти
Важно понимать, что сейчас границы подросткового возраста сдвигаются, 9-10-летние дети уже сталкиваются с трудностями этого периода. Для подростка более-менее нормально терять контакт с родителем, закрываться от него, не уметь просить помощи. Но, уважая границы своего ребенка, надо не пропустить тревожных знаков