В середине 1950-х годов компания Short Brothers, известная своими летающими лодками, ощутила сильное снижение спроса на гидросамолёты. В этих условиях необходимо было внедрять в производство новые типы летательных аппаратов. Инженеры компании проектировали экспериментальные машины вертикального взлёта-посадки, работают над реактивными бомбардировщиками и противолодочными самолётами для нужд флота. Но сегодня мы поговорим о достаточно скромном турбовинтовом трудяге.
Одной из ниш авиастроения, которую решила занять Short Brothers, было производство небольшого грузового самолёта для региональных полётов. В это же время начинается совместный проект британского инженера Джорджа Майлза и его французского коллеги Мориса Хуреля. Их самолёт представлял собой модификацию успешного транспортника Miles M.57 Aerovan с установленным крылом большого удлинения, разработанного Хурелем. Такое крыло позволяло сократить пробег при взлёте и посадке. Существовало два варианта самолёта - H.D.M.106 Caravan и H.D.M.105, отличавшихся размерами фюзеляжа.
Несмотря на именитость конструкторов и преимущества нового крыла, проект Майлза-Хуреля не заинтересовал правительство Великобритании. И тут, как нельзя кстати, на H.D.M.106 Caravan обратила внимание Short Brothers. Компания не стала заключать контракт непосредственно на выпуск самолёта, но приобрела лицензию на дальнейшую разработку проекта. Незначительно доработав конструкцию и сохранив общие черты с "родителем", инженеры Short в 1960 году приступил к сборке прототипа нового лёгкого транспортного самолёта - Short SC.7 Skyvan.
17 января 1963 года Skyvan впервые увидел небо. Отмечу важную деталь - прототип оснащался обычными поршневыми двигателями Continental GTSIO-520. Именно двигатель и станет основным отличием между различными вариантами SC.7. Первая малая серия - Skyvan 2 - получит французские турбовинтовые моторы Turbomeca Astazou. А самая массовая версия - Skyvan 3 - будет оснащена двумя моторами Garrett TPE331 американского производства. Смену двигателей легко отследить по фотографиям.
Конструктивно SC.7 Skyvan был высокопланом с крылом большого удлинения. Характерные массивные черты фюзеляжа делали самолёт похожим на коробку. За это лётчики наградили новый самолёт прозвищами "летающий сарай" и "летающая обувная коробка". Но такая конструкция фюзеляжа была выбрана не просто так. Это позволило упростить и удешевить производство. К тому же, плоское днище также работало как несущий корпус - им создавалось до 30% от всей подъёмной силы самолёта. Такое инженерное решение позволило существенно улучшить взлётно-посадочные показатели этого "малыша". Разбег при взлёте составил всего 213 метров, а посадочная дистанция - 350 метров.
Мощные турбовинтовые двигатели позволяли Skyvan взять на борт 2,3 тонны груза и перевезти его со скоростью 324 км/ч на расстояние 1200 километров. Практический потолок полёта - 6858 метров. Хотя изначально самолёт разрабатывался исключительно как грузовой, позже появились пассажирские модификации - для военного и гражданского применения. Гражданский вариант отличался от военного более удобным интерьером и наличием боковой двери. На борту могло разместиться 19-22 человека, в зависимости от наличия дополнительно снаряжения. Высокое поперечное сечение фюзеляжа позволяло перевозить даже весьма громоздкие грузы.
Для упрощения погрузочно-разгрузочных работ "летающий сарай" был оснащён грузовой рампой в задней части фюзеляжа. Рампа использовалась по прямому назначению при грузовых перевозках или просто снималась, образовывая своеобразную "открытую дверь" при использовании самолёта для десантирования парашютистов. Short Brothers делали акцент на удобстве работы со своим транспортником и заявляли такой грузовой люк в качестве преимущества перед конкурентами. Для демонстрации возможностей новенького Skyvan компания даже арендовала у манчестерского зоопарка слонёнка по имени Нелли и устроила рекламную фотосессию.
Short SC.7 Skyvan выпускался небольшими партиями - с 1963 по 1986 годы было произведено всего 153 экземпляра различных модификаций. Самолёт вышел на редкость удачным и практичным, получив широкое распространение. Skyvan эксплуатировался в 47 странах мира - Австрии, Аргентине, Эквадоре, Гамбии, Канаде, США, Японии, Индонезии и других. SC.7 использовался как военный транспортник или самолёт береговой охраны, так и на гражданских линиях. На 2009 год во всём мире летало ещё 40 Skyvan. Основная масса эксплуатируется в качестве региональных пассажирских самолётов и для подготовки парашютных команд.
Надёжность, неприхотливость и относительная дешевизна позволяют Short SC.7 Skyvan находиться в эксплуатации вот уже более 50 лет. Успех этого самолёта позволил Short Brothers разнообразить свой модельный ряд и развить направление лёгких транспортников. На базе Skyvan будут созданы достаточно успешные пассажирско-грузовые самолёты Short 330 и Short 360. Но о них мы поговорим как-нибудь в другой раз.
Спасибо за внимание, дорогой читатель!
Ставь лайк и подписывайся на канал, чтобы не пропустить интересные статьи об истории авиации в своей ленте Дзен!
Читай также: Забытые аэростаты доктора Данилевского
Есть предложения, вопросы или замечания? Пиши на редакционную почту - main.aerodrome@gmail.com