Источник творчества всегда находится глубоко внутри. Это противоречие, основанное на определённом дефиците чего-либо, — каких-то способностей, которые есть у всех людей. Может быть неумение видеть себя членом коллектива или испытывать какие-то эмоции. Стремясь восполнить психологическую нехватку и понять, что же в нас не так, мы вынуждены прибегать к каким-то средствам. В их роли может выступить спиртное, а может литература, подвижничество религиозного плана, искусство, наука. Все литераторы, учёные, мыслители — люди совершенно нестандартные.
Грубой ошибкой будет считать, что нестандартность творческих личностей — это форма психоза. Не следует верить мифу о гениальности шизофрении. Ничего полезного это расстройство психики не содержит. Истории гениев чаще всего иные. Время от времени у них наступают периоды декомпенсаций, которые могут привести даже к психозу, но это не значит, что в психическом расстройстве кроются истоки гениальности.
Творить и исследовать творцов заставляет внутренняя потребность найти гармонизирующую силу. Таким образом учёные и литераторы компенсируют свои проблемы.
Если составить психологический портрет Л. Н. Толстого, но не называть имени, а спросить лишь о типе личности, то практически каждый психолог скажет, что это яркий шизоид. Это тип личности, который создаёт маску отчуждения, но внутри кипят страсти. Таким людям необходимо каждый раз придумывать всё заново. Состояние можно соотнести с тем, что в настоящее время психиатры называют расстройством личности и поведения. Но это не то, что можно и следует лечить. Медицина вмешивается только в том случае, если на фоне личностного расстройства происходит ещё и невроз или психоз, но саму личность никто не лечит.
Все открытия созданы, как и все романы написаны, в поисках силы компенсировать свой дефицит. В результате потенциальная патология превращается в шедевр. В голову приходят такие мысли, которые обычным людям прийти не могут. Общепринятое мнение о том, что писатели или учёные долго учатся в институтах и аспирантурах, развиваются, а потом уже создают свои шедевры, совершенно ложное. Толстой, к примеру, вообще не мог учиться так, как учатся все другие люди. Стандартным путём можно сделать даже карьеру учёного, но не открытие; стать литературным критиком, но роман не написать и теорию дополнений не организовать так, как Нильс Бор. Понимая, что любые параметры, описывающие статическое и динамическое состояние частиц, непосредственно к ним отношения иметь не могут, Бор создал концепцию использования понятий классической механики так, что они обретают какое-то новое значение.
Некоторые люди даже думают, что у атомного ядра есть такая же масса, как у кирпичей или статуй. Но масса ядра атома — это совершенно искусственное понятие, условное, применимое с рядом оговорок.
Мать Тереза очень часто говорила о том, что она не чувствует Бога. Так же, как не чувствуют его миллионы других людей, но не делая из того никаких трагедий. Для неё это было очень трагично. В этом природа её святости. Майкл Фарадей лично не довёл до завершения ни один из прототипов. Ему компенсировать свои противоречия помогало только непрерывное исследование природы электричества. Сами результаты этому не способствовали, поэтому диск Фарадея стал электродвигателем в других руках.
Покинуть точку равновесия...
Для создания чего-то великого нужно вывести себя из равновесия, заставить быть вне центра, чтобы начать движение к нему. Когда Нильсу Бору дали статус рыцаря, и он получил возможность выбрать себе герб, то выбрал монаду или символ тайцзы — великого предела древних китайский мыслителей. Это окружность с двумя половинками разных цветов, внутри каждой ещё две — с цветами противоположности. Таким образом можно выразить внутреннюю сущность всего, в том числе и личности.
Творец всегда недоволен тем, что в мире чего-то мало. На самом деле он недоволен тем, что чего-то нет в нём лично. Наука не даёт точный ответ на вопрос о том, что является причиной расстройств личности, которые раньше называли психопатией. Может быть вирусное заболевание, которое перенесла мать, физические микротравмы во время родов, какое-то дородовое потрясение. В результате рождается человек, который никогда не будет таким, как все другие. Это состояние порождает поведенческие шаблоны, которые пропитывают всё сознание и становятся самим внутренним миром. Поэтому оторвать писателя от литературы — равносильно его убийству, как и изобретателя от его лаборатории.
Жить так очень трудно. Опасности подстерегают на каждом шагу. Если изобретатель одержим своей идеей, а современники крутят пальцами у висков, разработку отказываются патентовать, то гений очень легко декомпенсирует и может потерять работоспособность, зациклиться, превратиться в параноика. Сложность в том, что никаких критериев, которые позволили бы отличить гения от параноика нет, потому что гений и должен быть немного параноиком. Правда, его изобретения хоть кем-то признаются ещё при жизни. Если же это литература, то она находит хоть каких-то поклонников. Иначе гениальность завязнет на уровне графоманства и пустого изобретательства.
Стать гением искусственно невозможно, но становятся гениальными именно искусственно. И в этом нет никакого противоречия. Если человек считает себя гениальным поэтом, но постоянно показывает только одно стихотворение, которое когда-то опубликовали в районной газете, а потом с блестящими глазами говорит, что скоро о нём узнают и заговорят во всём мире, то это паранойя. Если же он пишет и пишет, то это путь поэта. Он так компенсирует свой дефицит, и на этом пути может и впрямь создать что-то, что изменит мир литературы.
Немного о том, что такое личность...
Что такое личность любого человека? Фромм сказал бы, что это результат детерминирующего воздействия социума на самость. У гениев самость изначально была не такой, как у других представителей социума, поэтому и личности у них не такие. Всё может быть очень сложно перемешано, а черты характера представлять собой аёструю смесь шизоида и истероида, которые отражают друг друга. Шизоидность заставляет уходить от людей, а истероидность играть какие-то роли. Не было в истории обычного гения, все особые. Фарадей был человеком мягким и с людьми ладил хорошо. Только это слишком упрощённый подход. Он так хорошо ладил с людьми, что не умел ничего требовать и чего-то добиваться для себя лично. Пока друзья не постарались, он обходился без пенсии, про него просто забыли, он уже голодать начал. Потом всё же, хоть и со скрипом, но небольшую пенсию назначили.
Нам ли трудностей бояться?..
Гениям сложно жить. Если с компенсацией случаются какие-то проблемы, то гении легко становятся алкоголиками или злодеями. Герой Достоевского Родион Раскольников мог бы стать отличным писателем, не пойди он по пути убийства. И совершено-то оно было именно так, как совершают убийства психопаты. Минимум материальной заинтересованности, максимум желания совершить сам поступок.
Все великие люди дороги, представляют ценность, в первую очередь по той причине, что смогли направить чертей в своих душах на работу. И внутренние конфликты превратились в литературу, социальную деятельность, направленную на улучшение цивилизации, научные открытия и технические изобретения. Их биографии — это грандиозная психологическая школа, позволяющая выработать систему взглядов на то, каким образом нужно решать свои внутренние противоречия. Вместе с тем это и материал, содержащий ответы на вопросы о том, когда и почему у нас случаются неврозы или возникает депрессия.
У великих людей есть одна черта. Вы услышите про Эйнштейна всё, что угодно: романтические приключения и различные авантюры, научные изыскания и религиозность, но ничего о том, чтобы он посещал психоаналитика. Он дружил с некоторыми психологами, но клиентом в обычном понимании не был. А зачем? Наука и была его психоанализом.