Несколько лет назад Гузель решила помочь жителям бабушкиной деревни запустить свое производство меда. Сейчас проект перерос в семейный бизнес, дающий работу и доход всей деревне. Хотя несколько лет назад выпускница факультета мировой политики не могла предполагать таких масштабов развития событий.
О проекте
Бренд Cocco Bello был создан Гузель Санжаповой для развития медового производства в деревне Малый Турыш. Мед здесь взбивают, добавляют в него ягоды и травы. Чтобы создать рабочие места и дать местным жительницам возможность зарабатывать, Гузель несколько раз использовала краудфандинг. Сейчас продолжается сбор средств для проекта на краудфандинговой платформе Planeta. Cocco Bello из проекта по созданию социального производства перерос в целую программу развития инфраструктуры и повышения качества жизни жителей деревни.
Гузель, вы приехали в Москву учиться в МГУ из Екатеринбурга. В одном из интервью вы говорили, что рыдали, когда уезжали, не понимали смысла... Что помогло вам удержаться, доучиться? Учиться нравилось?
Учиться — скорее нет, чем да, увы. А помогли, конечно, родители. Они понимали мои переживания, но уговаривали, объясняли, что со временем я пойму, для чего это нужно. Сложно было не просто уехать из дома, но и очутиться в этой особенной, специфической среде. Я из простой семьи, мама фельдшер на скорой помощи, а мои однокурсники в 18 лет ездили на Porsche. Это несколько пугает поначалу. Постепенно я втянулась, хотя смысл того переезда стала понимать только сейчас, а прошло уже 13 лет.
Я закончила факультет мировой политики. Из этого образования ценным оказалось знание двух языков и умение появляться в нужном месте. По специальности я поработала в Калининграде, хотя работа там была связана не с политикой, а с проектами по развитию российских территорий, имеющих выход к Балтийском морю, которые готовы были финансировать северные страны.
То есть для вашего бизнеса образование не играет существенной роли?
Да, в реальности человек, закончивший факультет политики, не сможет развернуть подобный проект, если за этим нет его личной истории.
В первую очередь ты должен решать значимую для тебя задачу: помочь конкретным людям, близким, семье.
Если такой внутренней острой проблемы нет, то ничего не получится, ты быстро выдохнешься, сдашься.
Тем не менее вам нужно было набираться прикладных знаний: приходилось дополнительно учиться?
Увы, у нас не учат, как устроить социальное производство в деревне. Я много прослушала зарубежных курсов. В Германии тема развития территорий более проработана, у них есть интерес к социальному бизнесу. У немцев много производств, можно почерпнуть опыт.
В какой стадии сегодня ваш проект? Вы планировали строить карамельную фабрику, создавать туристический кластер.
Мы растем. Карамельная фабрика будет следующим этапом после развития инфраструктуры. Под нее нужны очень серьезные средства. На данный момент наш оборот недостаточно велик, чтобы мы могли привлечь инвесторов для расширения.
Поэтому пока что мы планируем построить общественный центр — многофункциональное пространство. Там будут оказывать медицинские и бытовые услуги. Например, не поедет в деревню парикмахер, чтобы подстричь одного человека. А если жители объединятся и будет место, где можно работать, то специалист приедет. Так же и с медицинскими услугами.
В деревне даже фельдшера нет. Мы привезли лабораторию InVitro и обследовали за один день всю деревню. Люди охотно приходят в центр, и специалистам там разместиться удобно.
Еще будут магазин и пекарня. В деревне магазина нет. Хлеб покупают с машины, которая приезжает раз в неделю, берут шесть батонов и замораживают. Моя идея в создании пространства, которое привлечет и туристов: посидеть с местными бабушками, поесть их хлеб, ощутить красоту и силу природы. Планируется также пространство для воркшопов. Я хочу работать с подростками: дать им знания, как зарабатывать у себя дома, а не на низкоквалифицированных позициях в городе.
Будет развиваться проект по тимбилдингу. Все эти корпоративные выезды на керлинг или пейнтбол уже не интересны и малоэффективны. Хотите, чтобы люди вместе сплоченно провели время? Вот вам инструменты, стройте экотропу. Так что, как видите, проект продолжает развиваться.
Вы с улыбкой рассказываете о том, как запустили первый бизнес по пошиву бабочек, но какие эмоции и усилия за этим стояли? Что вас вдохновило начать свое плавание?
Бабочки были не самым первым проектом. Я с детства пыталась что-то делать: папе на рынке помогала, петарды в школе продавала. А с бабочками просто захотелось сделать что-то, что дает эмоции. И вот этот проект вдруг стал приносить доход.
В этот момент я подумала: зачем сидеть в IT-компании, когда можно зарабатывать деньги, которых хватает на мои любимые путешествия, и при этом не проводить так много времени в офисе, а работать в своем ритме. Хотя при этом ты полностью берешь на себя ответственность за свой доход, семью, жизнь.
Какие бы советы вы дали начинающему бизнесмену, особенно в социальных проектах?
Совет самый главный: поднимитесь с дивана. Сделайте что-нибудь пробное и проверьте, захочет ли кто-то это купить. Мне кажется, это наша основная проблема, и малого бизнеса, и малых сельских хозяйств. Сначала люди производят, а потом в панике разводят руками — у нас не покупают, некуда деть продукцию.
А есть что-то, что вы сейчас сделали бы по-другому?
Я бы больше времени тратила на себя саму. Проблема малого бизнеса и особенно социального бизнеса в том, что в какой-то момент ты срастаешься со своим проектом, становишься единым целым. И уже друзья во время встречи спрашивают тебя не «как ты?», а «как деревня?».
Но ты — это не твой проект, ты еще есть отдельно как человек, который хочет купить платье, вкусно поесть, почитать, посмотреть.
Что для вас ресурс в ситуациях истощения или грусти?
Я человек публичный. Все мои идеи и проекты связаны с общением. Это сильно истощает. Для меня отдых — это возможность уехать и побыть совсем одной. Полежать в ванне, просто побыть в тишине. Так я восстанавливаю силы.