Найти тему
Яхно Денис

О франчайзинге - 1

"Преждевременное масштабирование стартапа ничем не лучше, чем преждевременная эякуляция. Большие ожидания, никто не получает удовольствия, все расстроены". Аркадий Морейнис

Зимой ко мне за консультацией обратился старый знакомый. Он думал взять франшизу одной бургерной, которая масштабировалась за счёт привлечения покупателей красиво поданной франшизой, не имея при этом своей сети, и располагая лишь опытом создания и функционирования одной торговой точки. Что я мог ему ответить? Только поделился своим опасением, что ребята, предлагающие такой продукт, ничего о нём не знают: одна бургерная не дает понимания, как должен работать бизнес.

Что такое франчайзинг в современном мире? Совсем не то, что раньше. До 2010 года мир был более-менее стабилен. Изменения если и случались, то проходили медленно, и их можно было предвидеть задолго. Локация в разных странах и городах почти не влияла на масштаб успеха. Сегодня всё иначе. Скорость изменений не поддаётся даже мысли фантастов. Например, если полгода назад доставка блюд из ресторанов была всего лишь доп. услугой, не обязательной, но желательной, то сейчас её отсутствие сродни отсутствию стульев в традиционном ресторане (о доставке будет отдельный пост 14 июня).

Что делать в таких условиях тем, кто собирается приобрести какую-либо франшизу?
Во-первых, нужно заранее выбрать продавца, имеющего опыт функционирования собственной сети, — не менее трёх последних лет и пяти торговых точек. Последние три года скорость изменений держит в тонусе своих создателей, и они вынуждены изменяться сами, а также контролировать изменения в своём бизнесе поминутно. То есть они уже научены управлять изменениями, а это один из основных функционалов современных руководителей. Чтобы учить других влиять на изменения, нужно сначала самому стать в этом вопросе лидером. "Диванных гуру" мир уже не терпит.

Во-вторых, нужно быть впереди на шаг в своих мыслях и действиях по сравнению с теми, кто работает без франшизы. От скорости принятия верных решений зависит бизнес не только франшизодателя, но и того, кто франшизу приобрёл. Мир перекошен — то, что происходит в Москве, доберется до в Красноярска лет через пять, а происходящее в Нью-Йорке может никогда не случиться в Москве. Из-за разнокалиберных скачков технологий в разных местах земного шарика человеческое сознание меняется неравномерно, и вслед за ним так же неравномерно меняются покупательские предпочтения, способы оплаты и т.д.

В-третьих, бизнесы продавца и покупателя должны быть открыт друг другу. Доверие сейчас — основа успеха. Если раньше покупатель франшизы зачастую скрывал истинные обороты, чтобы уменьшить выплаты по роялти, то сейчас эти действия принесут непоправимый вред самому франчайзи, поскольку головная компания может неверно истолковать данные, пропустить репперную точку изменений и среагировать ошибочно, что повлечет за собой череду неправильных и несвоевременных действий.

Итак, скорость действий должна быть равна скорости изменений. Таков закон нашего времени!