Мой опыт бизнес ангела всего несколько лет, но явление это не новое, за двадцать лет бизнес опыта ко мне приходили масса людей, которые предлагали сделать с ними тот или иной бизнес.
Индустрия стартапов изменила мой мир лишь в той мере, что раньше не было возможности запускать бизнес проекты так быстро, они не росли двухзначными темпами за неделю, и болезни у бизнеса были другие.
Задаваясь вопросом, куда бы я никогда не инвестировал, будь то деньги, время, силы, наверное можно найти определенные закономерности. Все они связаны с теми или иными ценностями, которые я разделяю, как и любой человек. Мы отдаем что-либо только в том случае, если то, куда мы отдаем, будь то бизнес или отношения, поддерживают нас в ощущении правильности происходящего.
Моя правильность очень проста. Я не инвестирую в вещи, которые не несут очевидной пользы. Они могут быть очень прибыльными, замечательно выполнять свои функции и быть лучшими на планете. Не давно я не стал рассматривать проект крипто биржи, например.
Я не инвестирую в криптовалюты и on-line казино. Связано это исключительно с детскими переживаниями, когда выиграв три рубля в моментальную лотерею «Спринт», я инвестировал все три в шесть билетиков «без выигрыша». С тех пор приходится работать, чтобы заработать. Любое действие, направленное на получение дохода от стечения обстоятельств, не рассматриваю исторически. Хотя, хороший психолог мог бы и вылечить от того, но смотрим выше – полезность.
Это не означает, что я считаю криптовалюты бесполезными. Я считаю свои инвестиции в них, направленные только на повышение стоимости, выходящими за пределы своей морали. Как и в любые другие проекты, чьи основатели сразу заявляют, что основная выгода ангела – exit value, доход, который я получу, выскочив из проекта на втором или третьем раунде. В этом смысле мне близок протестантский подход, в котором ценность труда абсолютна, а ценность спекулятивного дохода – сомнительна.
Однако моя последняя серьезная инвестиция направлена на создание блокчейн проекта в области HRTech/EdTech. В ней же и самый большой круг отказов. Я не инвестирую в проекты в области образования, чьи основатели говорят о том, что у них есть невероятная методика, которая перевернет мир и сделает все лучше, чем до того. Когда я размышлял, где то общее, что стало причиной отказа, то нашел простое объяснение – они не были result oriented. Впрочем надо признать, что найти проект в области HRTech/EdTech, который бы выстрелил, очень трудно. Основатели зациклены на своей гениальности. Люди, вышедшие из образования, считают людей с деньгами людьми второго сорта и вести с ними беседу,мягко скажем,трудно.
Я никогда не отказывал в диалоге молодым командам, так как сам начал трудовую деятельность в 16 лет, а в 20 уже работал на американскую компанию, одним из первых нескольких тысяч в России. Поэтому я хорошо знаю, что дело не в возрасте, а в таланте и способности к систематическому труду. Зато с удовольствием убираю в дальний ящик проекты, чья бизнес модель построена на очень взрослом бизнес плане и дотошном просчете каждой цифры. Должен признать, что детальное предсказание будущего и планирование – редкая компетенция. История знает мало удачных примеров. Но все они не уточняли сроков.
Не стал рассматривать проект в области агрегации компетенций, которые помогли бы соискателям лучше подстраиваться под ожидания работодателей. Причина в том, что основатель уверена, что существующий мир вечен и проблема будет вечна. Я же так не думаю.
Не рассматриваю проекты, которые ничего не меняют в принципе. Чья бизнес модель в том, что они придумали лучший способ сделать что-то. Во-первых, в современном мире действует принцип «лучше хорошо украсть, чем плохо придумать», поэтому быстрое копирование находок конкурентов – основное занятие любого проекта. Во-вторых, мне вообще не нравится идея улучшение плохого. Я никогда не инвестирую в очередного робота, анализирующего резюме или социальные профили, чтобы найти какого мифического вау работника. Но многое бы отдал за проект, который бы стимулировал работников просто хорошо работать, а работодателей правильно измерять это «хорошо» и платить им сообразно уровню достижения результатов.
Не рассматриваю маркет плейсы и убер-проекты. Это уже mainstream, одним больше, другим меньше – без разницы.
Стараюсь отучать проекты от заявлений, что у них нет конкурентов. Не отказываю. Просто отучаю. Конкурент всегда есть. Например, старый способ достижения целей. Но даже, если идея принципиально нова и ниша абсолютно пуста, то после запуска проекта, когда он будет успешен, за пару месяцев родится десяток конкурентов, которые могут похоронить именно этот проект.
Не люблю B2C. Стараюсь вкладывать только в B2B, в крайнем случае B2B2C. Потому, что не люблю рекламу. Любой проект, который на 100% зависит от коммуникационной накачки – в топку. Продукт должен быть хорош сам по себе. Кто помнит рекламу Telegram?
Соответственно не рассматриваю бизнес модели, где основатели говорят о туманных идеях набрать аудиторию, потом продать ее брендам. Если за сам продукт пользователи не хотят платить, мне он не интересен.
Означает ли все выше изложенное, что это некий мануал для бизнес ангелов? Да нет. Каждый расставляет свои приоритеты. У каждого свои ценности. Свои ощущения, что такое хорошо и что такое плохо. Наш мир – мир без идеальных моделей. И это прекрасно.
Костомаров Дмитрий. Entrepreneur. Инвестировал средства и/или время, силы, networking в нативную мобильную платформу E.Queo, систему управления отношениями производитель - розничная сеть - FocusKAM, технологии усиления продаж посредством машинного зрения, InspectorCloud, службу решения сложных задач «Мистер Вульф», HR революцию и еще несколько проектов, о которых рано говорить в этом году.