Найти тему
Юридические тонкости

Три случая, когда банк должен выплатить компенсацию

Желаем мы того или нет, но нам приходится пускать банки в свою жизнь: без банковских карт практически нельзя получить зарплату или пенсию, а купить что-то дорогостоящее очень сложно без кредита.

При этом банки, как известно, коммерческие организации и благотворительностью не занимаются: они нацелены на получение прибыли и всячески стараются ее заработать.

Но закон признает, что в отношениях «банк-гражданин» стороны изначально находятся явно не на равных позициях, поэтому для банка вводятся дополнительные ограничения, а для гражданина – наоборот, некоторые послабления.

Зная о них, можно не только отстоять свои права перед банком, но и получить себе материальную выгоду.

С учетом последних веяний в судебной практике и изменений в законодательстве можно выделить три случая, когда при нарушении прав гражданина банк обязан выплатить ему не только полное возмещение ущерба, но и дополнительные суммы.

1. Банк нарушил порядок обслуживания вашего карточного счета.

Например: вы обнаруживаете, что с вашей карты необоснованно списаны средства или платеж, который вы совершили, поступил получателю спустя длительный срок, или карта была заблокирована без надлежащих к тому оснований.

С 1 июня вступил в силу закон, который позволяет в таком случае взыскать с банка двойные проценты:

- во-первых, это проценты за пользование средствами с вашего счета. Их ставка определяется либо по договору на открытие и ведение карточного счета, либо, если договором она не предусмотрена, применяется ставка по вкладам «до востребования»,
- во-вторых, это проценты за неисполнение денежного обязательства. Они начисляются по ключевой ставке Центробанка РФ (с 26 марта она составляет 7,25% годовых).

Проценты начисляются на сумму, которая была необоснованно списана со счета, несвоевременно зачислена на счет, не выдана со счета по распоряжению клиента и т.п.

Правило о двойных процентах применяется, начиная с 1 июня, независимо от того, когда был заключен договор карточного счета.

2. Банк необоснованно не вернул уплаченную клиентом страховую премию при оформлении кредита.

С этого года граждане получили право отказаться от добровольного страхования, навязанного банком при кредитовании, и вернуть всю уплаченную страховую премию в течение 14-ти календарных дней со дня подписания договора.

Кроме того, по истечении указанного срока гражданин может в любое время заявить о досрочном расторжении договора страхования и получить часть неиспользованной страховой премии за оставшийся период времени.

Если банк откажет в возврате страховой премии или в досрочном расторжении договора страхования, гражданин теперь дополнительно может потребовать с него компенсацию морального вреда.

Раньше этот вопрос считался спорным, но недавно Верховный суд подтвердил это: отношения с банком подчиняются законодательству о защите прав потребителей, которое позволяет взыскивать компенсацию морального вреда.

Поэтому взыскать теперь можно не только страховую премию с процентами за задержку выплаты, но и деньги за моральный вред.

3. Банк постоянно звонит по телефону с рекламными предложениями.

Даже если вы никогда не брали кредит в банке и не планируете, наверняка вам поступали подобные звонки, когда вежливо, но настойчиво предлагают взять кредит на «очень выгодных условиях».

Наконец, Верховный суд позволил взыскивать с банков компенсацию морального вреда за подобные действия, посчитав их прямым вторжением в частную жизнь граждан.

Таким образом, зафиксировав несколько звонков от банка на своем телефоне, можно получить от него определенную сумму в качестве компенсации.

Знайте свои права и защищайте их с выгодой!

© Сивакова И. В., 2018 г.