Евгения Скиба, главный редактор, Trainings.ru
10 декабря 2007 г.
Первый раз я услышала о бизнес-симуляции Merkis на выставке&конференции Trainings EXPO’07. О ней рассказывал Угис Страусс, глава компании Nordic Training International (NTI). Заинтересовавшись продуктом, я обратилась к NTI с просьбой показать процесс. В итоге я стала не только наблюдателем, но и полноценным участником игры, которую проводил г-н Страусс для менеджеров компании Nayada.
Merkis (http://www.merkis.com) — это бизнес-симуляция, которая учит стратегическому планированию, развивает коммуникационные навыки и навыки работы в команде, дает наглядное представление о финансовом менеджменте. Самое ценное в игре заключается в возможности принять участие в управлении компанией, пусть и виртуальной, получить представление обо всех бизнес-процессах большой организма, участвовать в их планировании и осуществлении.
Автор игры-симуляции бизнеса Merkis — Угис Страусс — CEO компании Nordic Training International, а провайдер, проводящий Merkis в России, соответственно, российский офис компании NTI.
Бизнес-симуляция Merkis может использоваться как тестовая площадка, где участники игры, не рискуя ресурсами своей реальной компании, могут генерировать, применять, пробовать свои бизнес-идеи и стратегии. Участники получают возможность реализовать их сначала в игре, проследить за результатом, оценить, подкорректировать и только потом применять в своем реальном подразделении, филиале или компании.
В ходе игры Merkis участники делятся на команды (обычно, по 5—7 человек), каждая из которых управляет отдельной производственной компанией (заводом) в условиях, идентичных реальным рыночным условиям.
Merkis — не компьютерная, а физическая симуляция. А значит, команды управляют физической моделью завода с производственными станками и прочими атрибутами. Между поставщиками сырья, заводами и заказчиками курсируют товарные поезда, управляемые сотрудниками отдела логистики. Во время игры командам приходится ставить цели, выполнять контракты, закупать сырье, производить и доставлять готовые изделия, развивать производственные мощности, управлять временем, вести учет прибыли и потерь.
Структура бизнес-симуляции Merkis
Один круг игры считается годом и разделен на привычных 4 квартала. Каждый год длится 50—60 минут, по их завершению команды сдают отчетность о прибылях и убытках, платят налоги государству, а также оценивают прошедший год и ставят цели на следующий. Команды проходят через несколько игровых лет. Это позволяет им увидеть результаты и последствия принятых ими в прошлом решений, которые влияют на дальнейшее развитие завода. Участники выстраивают отношения между членами управленческой команды, поставщиками, заказчиками, государством. Эти отношения влияют на дальнейшее развитие событий.
Участникам приходится действовать в сжатые сроки, поэтому навык управления временем является одним из критических факторов успеха игры. Также важна готовность к освоению новых технологий, которые потребуются заводам для наращивания производственных мощностей.
Каждый участник команды управленцев исполняет свою независимую роль: президент, директор по маркетингу, финансовый директор, главный инженер, директор производства. Участники получают роли без привязки к своему опыту и знаниям — важнее, что им нужно узнать и какой опыт получить. Структура игры позволяет вставлять мини-тренинги по необходимым навыкам, блиц-семинары по теории, которой не хватает игроку в той или иной роли, а также упражнения (например, «рамка результата» и другие).
Сила Merkis заключается в том, что участникам не нужно ждать завтрашнего дня, чтобы применить полученные навыки. Они могут применить их через несколько минут — на следующий игровой год. Цикл обучения, применения и рефлексии окольцовывает каждый круг (год) игры. Это делает обучение глубже.
«Мы целенаправленно не использовали в симуляции компьютеры, — рассказывает CEO Nordic Training International Угис Страус. — Мы видим, как участникам нравится физический игровой процесс. Кроме того, я уверен, что подсчет прибыли и убытков в ручную дает более глубокое понимание процесса».
И последнее, Merkis — очень гибкая игра. Она может настраиваться на решение различных задач. Заказчик может придать игре специфику своей отрасли или своей компании, инкорпорировать свои ценности, смоделировать задачи, стоящие перед участниками в настоящем времени. Лучше дать им возможность ошибиться в игре, но не провалить проект в жизни.
Пример использования бизнес-симуляции Merkis в обучении персонала компании Nayada
Профиль компании
Производственно-торговая компания Nayada, существующая с 1995 года, специализируется на создании интерьеров в офисах, аэропортах и посольствах, торговых и бизнес-центрах, государственных и правительственных учреждениях. В группу компаний Nayada входят производство и складской комплекс, собственное конструкторское бюро, строительно-монтажное подразделение и др. На сегодняшний день в компании работает около 1500 человек.
Nayada имеет широкую филиальную сеть: офисы компании открыты в 13 городах России, а также в Беларуси, Казахстане, Литве и Украине. Кроме того, компания работает через разветвленную дилерскую сеть.
Главным словом в миссии компании является слово «создавать». Корпоративная культура компании построена на таких ценностях как созидание, ответственность, результативность, готовность рисковать.
«Нам важно достигать роста компании благодаря росту сотрудников компании. И мы ориентированы на долгосрочное и результативное сотрудничество. Наша задача — создавать такую среду внутри компании, которая бы позволяла проявлять инициативу, чувствовать себя свободно и уверенно», — добавляет Юлия Пасс, директор по управлению персоналом компании Nayada.
Какая задача стояла перед компанией
Юлия Пасс: «Дать возможность нашим руководителям выстаивать стратегию компании, принимать решения, оценивать их эффективность в долгосрочной перспективе, научиться принимать согласованные решения, и придерживаться выбранной стратегии».
Решение
HR-менеджмент компании Nayada принял решение провести бизнес-симуляцию Merkis силами компании Nordic Training International. Целевой аудиторией симуляции были выбраны директора филиалов компании.
«Мы развиваем предпринимательство в наши сотрудниках. Предпринимательство в широком смысле это слова — способность предпринимать, действовать, рисковать, но рисковать отвественно. Мы хотим, чтобы сотрудники самостоятельно принимали решения и получали удовольствие от своих результатов, — комментирует решение Юлия Пасс. — Компания развивается как совокупность небольших бизнес-единиц. И руководители подразделений несут ответственность на эффективность своего бизнеса. И мы планируем в дальнейшем создавать больше финансово ответственных подразделений в компании.
Игра „Merkis“ дает возможность увидеть бизнес в „объеме“, почувствовать, что значит рынок, клиенты, как продавать и как оценивать выгодность контрактов исходя из совокупности условий — и ситуации с сырьем на рынке, и позиций конкурентов, и производственных мощностей, как решения сказываются на финансовых показателях — посчитать прибыли, убытки от принятых решений. Физически ощутить смысл понятий денежный поток, операционная прибыль, чистая прибыль, инвестиции.
Можно много говорить о стратегии, ее важности, значимости и проч., но от частоты упоминания это становиться просто ВАЖНЫМИ СЛОВАМИ, а в этой игре очень быстро начинаешь понимать, как это все неразрывно связано с маркетингом, продажами, производством, финансами и реальными результатами, выраженными цифрой прописью в конце финансового года. И отклонение хотя бы в одном звене сразу сказывается на результатах.
Люди не просто учатся договариваться и понимать друг друга. Этой цели можно достичь и в других тренингах. Они учатся принимать совместные бизнес-решения и действовать в соответствии с целями своей компании, согласно своему выбору.
Очень важно, что люди выбирают для себя роли, наиболее отличные от тех, которым приходится заниматься в компании. Люди делают потрясающие открытия: „Финансы — это интересно и трудно! И я теперь понимаю, что от меня требует финансовый директор! Ну и терпение у человека!“, „Маркетинг и продажи — захватывающе! И требует знаний и мастерства“, „Производство — как же надо суметь все спланировать и знать заранее, как важно для них быть информированными, и сколько сил уходит на качество“ и так далее. Побывав в „чужой шкуре“ невероятно расширяется кругозор, палитра принятия решений, чуткость к деталям и нюансам», — считает Юлия Пасс.
Дополнительным, но не менее важным фактором, повлиявшим на выбор симуляции, является длительное сотрудничество между заказчиком и провайдером. По словам заказчика, уверенность в качестве проведения мероприятия и качестве сервиса много значит для серьезной компании. Кроме того, игра Merkis — уже опробованная Nayad’ой симуляция: два года назад в Merkis играли топ-менеджеры компании.
Характеристика игры
Во-первых, бизнес-симуляция Merkis позволила участникам «примерить» на себя роль руководителей разных функций бизнеса: финансового директора, директора по производству, главного инженера, директора по маркетингу. В ходе игры участники 2 раза менялись не только ролями, но и командами, и заводами. В итоге каждый пропустил через себя по 3 функциональные роли. Это отличная возможность понять, как работает компания в целом, в том числе, для новых сотрудников компании, которые за несколько дней смогли не просто совершить экскурсию, а примерить на себя различный функционал.
Во-вторых, Merkis дала возможность «потренироваться на зайчиках» — управляя бизнесом, участники могли совершать и совершали ошибки, которые в жизни дорого бы обошлись филиалу и компании в целом.
В-третьих, симуляция позволила играющим менеджерам почувствовать свои зоны роста, определить компетенции, которые необходимо развивать. Сделанные выводы остались конфеденциальными, их было совершенно не обязательно предавать огласке. «Ежегодная» обратная связь от коллег и членов команды, а также от тренера в ходе игры помогла сориентироваться, разобраться в себе. Тем не менее, присутствия стороннего наблюдателя (супервайзера или коуча) явно не хватало. При планировании стратегии компании, поставке целей, обсуждении решений участникам явно не хватает поддержки от более опытного и знающего человека. Некоторым командам не хватало модератора дискуссий и мозговых штурмов, а наделить этой ролью кого-то из участников команда не могла.
В-четвертых, упражнения, которые выполняли участники, были «заточены» под различные задачи и потребности в обучении компании Nayada. Например, к каждому контракту предлагалась логическая задача, для решения которой нужно было работать с числовой информацией.
В-пятых, Merkis работает над такой важной для бизнеса составляющей, как выстраивание коммуникаций между участниками игры.
В-шестых, игра воссоздает особенности того рыночного пространства, в котором работает реальная компания. Действительно, в игре были особенности, присущие именно постсоветскому рыночному пространству. Однако особенности отдельных государств, таких, например, как Казахстан, где мотивация сотрудников строится по совершенно иным принципам, не были отмечены.
В-седьмых, симуляция дает отличную возможность проявить свои лидерские качества и потенциал.
Айгуль Сандалова, директор филиала компании Nayada, Астана, Казахстан:
«Для меня очень важной оказалась обратная связь, которую давали участники в процессе бизнес-симуляции. Это отличная возможность увидеть свои сильные и слабые стороны. По окончании игры становится очевидным, что совершенные в ходе игры ошибки мы часто делаем и в реальной жизни, решая текущие задачи. Кроме прочего, данная игра — отличная возможность прочувствовать различные грани бизнес процесса».
За рубежом компьютерные и физические симуляции (настольные, напольные) заняли прочное место в обучении и развитии персонала. В России они начали использоваться не более 5 лет назад. Компания Nayada выбрала бизнес-симуляцию для решения одной из T&D задач и считает, что вложенные силы и средства окупятся в полной мере.
При републикации материала ссылка на www.trainings.ru обязательна.