Найти тему
Хроники Пруссии

Фридланд – не мирная земля или Кровавый вечер июньского дня

Без одного дня (если считать по старому стилю) 211 лет назад в ходе русско-прусско-французской войны или, как ее еще называли, Войны четвертой коалиции, у города Фридланд (современный Правдинск) состоялось одно из самых кровопролитных сражений той эпохи.

Фридландской битве предшествовал упорнейший бой под Гейльсбергом (нынешний польский Лидзбарк-Варминьский), где русская армия успешно отбила все атаки французов. Наполеон понимал, что заставить противника отступить можно лишь, прибегнув к неожиданному маневру. И фланговым маршем двинулся на Кёнигсберг. Расчет оказался верен: чтобы не подставить свои тылы под удар, главнокомандующий русской армией Беннигсен также был вынужден отойти ближе к столице прусских союзников.

И вот 1 (13) июня русский авангард подошел к Фридланду, обнаружив в городе три кавполка из корпуса маршала Ланна. Лихой атакой наши уланы вышибли les cavaliers за окраину, взяв при этом 60 душ пленными. Но французский генерал решил держаться до подхода основных сил и умело замаскировал своих 12 тысяч солдат в густой ржи и окрестных лесах, создав впечатление, что сил у него гораздо больше. Действительно ли Беннигсен купился на эту уловку или медлил в силу плохого самочувствия (говорят, страдал насморком, как позже Наполеон при Бородино), но он упустил возможность разгромить численно уступающего неприятеля, ограничившись мелкими стычками и артиллерийскими дуэлями.

Постепенно большая часть 65-тысячной русской армии перешла на левый берег реки Алле и построилась в боевой порядок. 2 июня к Фридланду прибыл лично Бонапарте, вскарабкался на деревянный помост, который специально сколотили в парке пригородного фольварка Постенен (теперь это поселок передовое) и наметанным взглядом тотчас же узрел просчет Беннигсена. Дело в том, что русские полки были разделены не только Алле, но на ее левом берегу еще и ручьем с обрывистыми берегами, что сильно затрудняло взаимодействие частей. Но солнце уже перевалило за полдень, и штабисты попытались было уговорить императора отложить заварушку на завтра, когда соберутся все 80-тысяч французских сабель и штыков.

- Нет уж, - веско ответил «гений злой». – Не считайте русских круглыми дураками, дважды они так не подставятся. Все подходящие колонны направляйте с марша сразу в бой. Nous attaquons!

Около пяти часов вечера корпус Нея под прикрытием леса подошел почти вплотную к левому флангу русской армии, которым командовал князь Багратион. Французы выкатили на опушку 40 орудий и после нескольких залпов ринулись в атаку. Однако сразу добиться успеха не сумели, да еще и сами подверглись налету кавалергардов, понеся изрядные потери. Впрочем, Нею удалось перегруппироваться, получить от Наполеона подкрепления и все-таки опрокинуть багратионовцев.

С колокольни Фридландского собора (он сохранился до нашего времени, только стал православным храмом) офицеры-наблюдатели прекрасно различали, как к французам подходят все новые и новые войска. Получив несколько таких тревожных донесений, Беннигсен, наконец, допер, что, будучи зажатым между рекой и уже вдвое превосходящим противником, шансов на победу у него никаких. И отдал приказ отходить на правый берег Алле.

Отступая к наведенным мостам, колонны Багратиона оказались в теснине фридландских улочек. Французы немедленно подкатили пушки как можно ближе и принялись расстреливать лишенных возможности маневрировать русских на картечь. Чтобы спасти артиллерию, Багратиону пришлось фактически бросить на смерть лейб-гвардии Измайловский и Павловский гренадерские полки, Гвардейских егерей и Конно-гвардейский полк. О том, какие потери нес этот арьергард, можно судить хотя бы по тому факту, что один только 3-й батальон Измайловского полка всего за четверть часа потерял убитыми и ранеными почти 400 человек из 520!

Последняя атака генерала Мазовского. Рисунок Адольфа Шарлеманя.
Последняя атака генерала Мазовского. Рисунок Адольфа Шарлеманя.

Самоотверженно сражались и павловцы. Их командир Николай Мазовский был ранен в руку и ногу и потерял возможность двигаться самостоятельно. Тогда он велел двум гренадерам соорудить из ружей подобие кресла, уселся на него и велел нести себя перед строем полка. В этой контратаке генерал получил смертельную рану, напоследок успев призвать своих солдат: «Друзья, не робейте!»

Умирающего Мазовского отнесли в дом 25 по Меленштрассе, и позже военачальник был обнаружен занявшими город французами. Они добили русского генерала штыками, содрали с него мундир и выбросили тело в ров. Только через три дня, когда лягушатники покинули Фридланд, местные жители погребли прах героя на городском кладбище. Это к вопросу о галантности, куртуазности и уважении к храброму противнику, которые якобы были присущи французским воякам того времени.

Могила Мазовского в Правдинске.
Могила Мазовского в Правдинске.

Багратион все-таки смог вывести свои войска на правый берег Алле, сжигая за собой мосты. К восьми часам вечера Ней вошел во Фридланд. Таким образом, в ловушке оказалась уже правофланговая группировка русских войск. Возглавлявший ее князь Горчаков решил пробиваться из окружения к переправе. Русские ударили в штыки и заставили французов вновь драпать из города. Но к тому моменту из мостов действовал уже только один. Положение спали разведчики, отыскавшие несколько бродов, по которым удалось перетащить артиллерию. Отход прикрывала пехота и остатки конницы, которые к девяти вечера французам, наконец, удалось сбросить в реку. Последней с залитого кровью плацдарма ушла дивизия генерала Дохутрова. К 23 часам сражение завершилось.

Считается, что, несмотря на поражение, русской армии удалось сохранить боеспособность, хотя и потеряв 12 тысяч человек. У французов, кстати, выбыло из строя немногим меньше – 10 тысяч бойцов, и на преследование Наполеон не решился. Подвиг русских солдат был оценен по достоинству: наиболее отличившихся впервые наградили Знаком отличия военного ордена Святого Георгия, который в просторечии стали именовать Георгиевским крестом. Так что, Фридланд-Правдинск вошел в историю еще и в данном отношении.

Вместо послесловия

В марте 2014 года рабочие, прокладывавшие газопровод по улице Кутузова в Правдинске, наткнулись на человеческие кости. Поначалу подумали, что это останки бойцов Второй Мировой войны.

Человеческие кости, найденные по ходу строительных работ в Правдинске.
Человеческие кости, найденные по ходу строительных работ в Правдинске.

Но обнаруженные в том же отвале бронзовые пуговицы от солдатских мундиров, свинцовые картечины, нательные крестики привели к однозначному выводу: здесь покоятся воины, павшие во Фридландском сражении 14 июня 1807 года. Причем, скорее всего, они сражались на правом фланге русских войск.

Паталогоанатомы выяснили, что возраст погибших составлял от 20 до 50 лет, в большинстве это были уже вполне опытные солдаты, о чем свидетельствуют, например, следы заживших сабельных ударов на фрагменте одного из черепов. Нашлась и бедренная кость со следами ампутации – но судя по отсутствию следов заживления в этом случае, раненый, все-таки, скончался.

Весьма любопытными находками являются найденные в захоронении нательные крестики и иконка-складень. Изображенный на ней Святой Николай Угодник указывает на евангелие двумя сложенными перстами, что характерно для старообрядчества. Изготовлен складень был, предположительно, в Выговской литейной мастерской в поморье Олонецкой губернии.

Нательные крестики, иконки и картечная пуля из захоронения в Правдинске.
Нательные крестики, иконки и картечная пуля из захоронения в Правдинске.

Остается лишь сказать, что перезахоронение этих героев Фридланда из-за бюрократических проволочек не произведено до сих пор.