Хлевная Елена Анатольевна
Небольшая ремарка. Надо не разозлиться на Иванова, а проникнуться той эмоцией, которую чувствует учитель в данной ситуации. И разозлиться вместе с ним, но не на конкретного человека, а на ситуацию, которая сложилась. Здесь речь идет об эмпатии, о том, чтобы присоединиться к эмоциям другого человека. Мы говорим именно об эмоциональном присоединении, создании единого эмоционального пространства. Это как «мы с тобой одной крови «ты и я». Я тоже, как и ты, расстроен из-за этой ситуации. Я злюсь, но ни в коем случае не на человека, не на Иванова. Мне неприятно, что такая ситуация сложилась.
Но это не просто: присоединился и все. Это пошаговое взаимодействие: вначале — присоединиться к эмоциональному состоянию собеседника, после этого — постараться перевести его в другое эмоциональное состояние, более спокойное, чтобы затем начать решать проблему.
Мы с чем часто сталкиваемся? Приходит учитель в гневе, а директор ему «с порога»: «успокойтесь». Такая реакция — удар для учителя. Что он чувствует в этот момент? Разочарование. Мое состояние не понимают, меня не принимают. И учитель не готов к конструктивному диалогу. Директору же нужен конструктивный диалог , чтобы ситуация была решена. Так вот: чтобы такой диалог стал возможен, иногда надо пройти несколько подготовительных этапов.