Татьяна Лукашевич (родилась в Екатеринославе, ныне - Днепропетровск) входит в самое первое поколение советских женщин-режиссеров, снимавших кино в 1920-е - начале 30-х, вместе с Маргаритой Барской, Юлией Солнцевой, Ольгой Преображенской, Верой Строевой. Надежда Кошеверова, Мечислава Маевская родились раньше Татьяны Лукашевич, но режиссерами стали позже - в конце 30-х. Режиссерская карьера Татьяны Николаевны сложилась удачно и принесла отечественным зрителям как минимум один шедевр.
Успех к Татьяне Лукашевич пришел относительно быстро. Похожая история была у Кошеверовой, чья "Золушка" неожиданно стала суперхитом, при том что это был всего лишь третий фильм Надежды Николаевны. У Лукашевич также "выстрелил" третий фильм - "Подкидыш" 1939 года. Все знают эту милую старосоветскую комедию с Фаиной Раневской ("Муля, не нервируй меня!"). Однако "Подкидыш" - это больше чем забавная история про детишек. Фильм может показаться "безделушкой", но опытный зритель разглядит в нем очень тонкую, замаскированную под фарс сатиру на некоторые явления столичной жизни. Благодаря этому "потайному дну" "Подкидыш" можно назвать вершиной творчества Т.Лукашевич и тем самым шедевром, о котором шла речь в предыдущем абзаце.
Из фильмографии еще выделяется фильм "Аттестат зрелости" (1954) с молодым Василием Лановым (дебютная роль). Татьяна Лукашевич умела раскрывать молодые таланты, в этом мы скоро убедимся. "Аттестат зрелости" попал в мой ТОП-10 советских фильмов о школе: при своей "совковости" фильм содержит довольно смелые сцены.
Остальное творчество режиссера - "серая масса", которая малоинтересна современному зрителю, но в каждой работе всё же есть нечто, способное привлечь внимание. Например, "Слепой музыкант" (1960) - по хрестоматийной повести Короленко. Обычная, в общем-то, экранизация - книга, пожалуй, лучше. Но очень запоминается будущий Шерлок Холмс!
То же самое можно сказать и про Савелия Крамарова, совсем еще мальчика, в фильме "Ход конём" (1962).
И скромно стоит в стороночке старомодная мелодрама "Они встретились в пути" (1957)
"Они встретились в пути" - из тех "древних" советских кинолент, которые до сих пор по непонятной причине смотрятся легко и приятно, и советский быт не так сильно бросается в глаза. Вот оно, истинное искусство кинорежиссера - сделать спокойный и честный фильм, в котором всё в меру и всё на своих местах. Жаль, что этот фильм оказался недооцененным. Первые кадры заставляют насторожиться: мы видим строгую мамашу, которая предостерегает свою дочку Тасю, уезжающую в Ленинград поступать в вуз, от легкомысленных связей с молодыми людьми. Ну вот, типичная морализаторская история о "настоящих советских людях" - можно так подумать...
Но всё меняется, когда приходит Макар. Назло всем стереотипам у Макара с Тасей развивается серьезная любовь. Сложная, противоречивая, в чем-то даже неприличная и потому - настоящая, живая, неискусственная.
Неожиданно приятно видеть такую достоверную любовную историю от Татьяны Лукашевич, без соцреалистического пафоса и моральных норм о том, "как надо жить". Молодые люди сами разбираются, и обстоятельства им помогают. В конце и суровая мать Таси - представитель старшего поколения, пережившего войну - понимает, что время меняется и многие представления о жизни устарели.