Баснописец Крылов написал одно философское произведение, которое достаточно точно описывает социальное взаимодействие в различных ситуациях. Это басня "Лебедь, рак и щука". В реальной жизни персонажей гораздо больше, но суть от того не меняется - каждый тянет в свою сторону. ОТ этого результат взаимодействия оказывается весьма неожиданным.
Когда заходит речь о школе, то достаточно часто, люди несведущие, воспринимают ее как некий волшебный механизм, который может превратить неразумного школяра в достойного гражданина. Да, это было бы замечательно, одна ко в реальности все это получиться не может в силу ряда причин.
Объективно процесс формирования личности в школе зависит(упрощенно) от трех основных актуальных факторов - школы, личности самого школьника и родителей.
У современной школы основная цель - научить, т.е. передать определенные знания, умения,навыки, сделать школьника компетентным. Школа может и делает и многое другое, но там не волшебники, а обыкновенные учителя, каждый со своим жизненным опытом и жизненными представлениями. Достаточно часто среди самих учителей нет согласия на цели и задачи обучения и воспитания.
Школьник, хотя его и путаются представить неким предметом в процессе обучения, является, возможно, самым главным в упряжке формирователей. У него есть свои цели, мотивы, потребности и главное у него всего лишь одна жизнь, с одним единственным детством, на которое претендуют все кого не лень. Потому школьник тянет воз формирования личности в свою сторону.
Родители. Самое непредсказуемое в воспитательном процессе. Их цели в отношении ребенка зачастую просто не являются экологическими в жизненном плане. Многие родители, опираясь на собственный опыт, пытаются исправить ошибки собственной биографии, осуществить свои желания. Это просто вредно. У ребенка одна жизнь не тратьте ее на себя любимого. Другие опираются на чье-то мнение и направляют свое дитя туда, куда сам ребенок идти не имеет не малейшего желания. Родителей много и все они разные, впрочем, как и дети и учителя.
Итог - школа тянет в одну сторону, родители в другую, а ребенок в третью. Результат не предсказуем.