Найти тему
АвТОгус

Воровали ли идеи советские автомобилестроители?

Часто советских инженеров автомобилестроителей упрекают в отсутствии фантазии и новых идей. Увы, по большей части все эти заявления имеют под собой основания, но обвинять в чем-то людей творивших в рамках жесткой плановой экономики, где во главу угла ставилась не прибыль и конкуренция, (без которой невозможно совершенствовать продукт), а обыкновенное наличие или отсутствие материалов или производственных мощностей, наверное не стоит. Масса интересных и продуктивных задумок так ими и осталось именно поэтому. Вот, к примеру, автомобиль с довольно трудно произносимым названием ВНИИТЭ-ПТ. Сложно? А всего то это аббревиатура Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики, а вот две буквы ПТ означают — Перспективное Такси.

Главным вдохновителем идеи стал журналист, инженер Юрий Аронович Долматовский, до этого проработавший в ЗИС и НАМИ. Именно он предложил создать специальный автомобиль для таксопарков - вместительный, маневренный и небольшой. Сказано — сделано. Группа молодых инженеров возглавляемая Долматовским в которую входили Ольшанецкий и Черняев быстро нарисовала кузов машины, (по современной терминологии его можно было бы причислить к минивенам), с высокой крышей, водителем который располагался отдельно от пассажиров и просторным салоном. Мотор решили убрать в багажное отделение, таким образом увеличили объем самого салона. Задний диван был сплошным, а вот если бы возникла необходимость, то в стенку отделяющую водителя от пассажиров были вмонтированы еще два кресла. Сам кузов лобастого такси был сделан из стеклопластика. Большие стекла добавляли света в кабине, в общем картинка. Заходите на сайт сильвер.ру и посмотрите на этот экземпляр, мы фото выложили уже. И да, я забыл сказать все это происходило в 1964 году. Интересным было решение и с обустройством места шофера.

-2

Поскольку пространство было ограничено, сидение не регулировалось, а вот педальный узел можно было опустить к полу или приподнять. При помощи специального рычага и гидропривода правую пассажирскую дверь водитель открывал прямо со своего места(она была сдвижная). Места в салоне было столько, что в пространство между задним диваном и откидными креслами входила детская коляска. Автомобиль заметили даже за границами Советского Союза, так в Великобритании в журнале Мотор писали, что «идея настолько нова, что можно назвать этот экземпляр самым современным таксомотором в мире!». Даже в Москве, в ЦК, а решения о выпуске принимались как правило высшим руководством страны, решили наладить выпуск опытных образцов на Еразе(Ереванском автозаводе).

-3

-4

Увы, как я и говорил выше, все сгубила плановая экономика и отсутствие технологий. Мотор и трансмиссия не могли справиться с большими нагрузками, а изготовить в нужном количестве пластиковые панели отечественная промышленность попросту не могла. Так, что это был еще один мертворожденный ребенок автопрома СССР. А жаль, ведь выпуском минивенов в Европе и Америке увлеклись гораздо позднее. Аналогичные по конструкции Рено Эспас и Крайслер Таун энд Кантри увидели свет через много лет. Интересно, но пытливые умы инженеров, не смотря на неудачу с первым проектом, буквально сразу нарисовали и изготовили вторую машину, которую назвали ВНИИТЭ-Макси. Но и эта идея так и осталась на уровне образца. Ну что? Кто-то еще сомневается в таланте наших соотечественников? Думаю таких почти не осталось.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц