Ландшафтный дизайнер Людмила Бубаник о самообразовании, душевных проектах и работе с пространством.
Эстафета интервью переходит к Людмиле Бубаник. Мы побеседовали о работе с пространством, самообразовании и душевных проектах.
Как складывался Ваш путь в профессию? Насколько осознанным был выбор ВУЗа?
Долго и трудно. Все-таки считаю, что у меня всё началось еще в раннем детстве. Первые впечатления в 5 лет - Фонтан «Шутиха» в Петродворце, Изумрудная комната в Зимнем дворце, «Даная» Рембрандта - там же.
Каждое лето я проводила в деревне у бабушки. А бабушка - директор школы, расположенной, как и директорский домик, в дореволюционной дворянской усадьбе. Так что выросла я в «тёмных аллеях» из столетних лип (кстати, это бунинские места), «зелёных кабинетах» из калины гордовины, у пруда с ракитами и полуразрушенной церквушки в шикарном ожерелье из старой сирени.
Мечтала стать режиссёром документального кино, но. окунувшись в атмосферу телевидения, сбежала (почти в прямом смысле) в лес. Стояла почти в шаге от любимого дела, но провалила экзамены на биофак БГУ, и жизнь повернулась в другую сторону: закончила престижный тогда торговый институт и, лишь научившись зарабатывать деньги, поняла, что это - не для меня, и пошла доучиваться в МГУЛ. Я хотела быть дизайнером, но не ландшафтным. Остановила меня нелюбовь к закрытым пространствам. Так я оказалась «в поле».
Потом был большой мир садов. Почти 10 лет я не отдыхала в общепринятом значении слова, а все мои путешествия - были по садам мира. Сейчас у всех есть возможность ознакомиться с лучшими объектами ландшафтной архитектуры, благодаря интернету. Но почувствовать пространство можно, только оказавшись внутри него. А ландшафтный дизайн - это в первую очередь организация пространства, органичное построение его объёмной структуры, и только потом - «травки и цветики».
«…ландшафтный дизайн - это организация пространства, органичное построение его объёмной структуры...»
Вспомните свой первый проект. Каким он был? Что бы вы в нём изменили сегодня?
В моем первом саду - «Темари», на плане я густо засадила окружающие сад террасы. Заказчик был против, и попросил посадить что-нибудь низенькое и хиленькое, как в горах. Прошло 15 лет, террасы заросли, как на моём плане, все довольны. В прошлом году я получила серебряный диплом МОЛА за этот сад в категории «Старый сад» , и ничего в нем менять бы не стала. Интуиция, которой я руководствуюсь при создании своих садов, почти никогда меня не подводит.
На данный момент, Вы свободный художник. Но ведь работа над объектами предполагает большой объём работ. Кто Вам помогает? Прибегаете ли вы к подрядным организациям, или же у Вас есть незаменимые люди?
К сожалению , я не успеваю вычерчивать свои проекты в компьютерных программах сама. Обычно у меня бывают помощники. В поле я работаю со своим партнёром по жизни и работе и небольшой обученной бригадой. Есть некоторая техника. Например, небольшой финский трактор.
В основном все работы - геопластика, ДТС, дренажи, водоёмы, посадки, каменные работы и полив - мы делаем сами, кроме электричества и детских площадок, то есть работ, требующих сертификации.
С какими пространствами Вам работать интереснее?
Сады с нуля. Пустые, открытые и неровные пространства. Или те, которые можно сделать «неровными». Из того же детства я вынесла, что изрезанные пространства смотрятся интереснее ровных.
Какой проект из Вашей практики наиболее запоминающийся (любимый)? Почему?
Все они были рождены и выстраданы. Сад «Лабиринт» - пожалуй, самый душевный.
Можете ли дать характеристику собственному стилю? Выделить особенности и черты?
Сама я - нет, хотя фотографы говорят, что мои сады узнаваемы. Ко мне приклеился ярлык создателя «природных садов». Но это - скорее пожелания заказчиков получить такой сад. На примере презентабельной зоны сада «Источник», думаю, что и с минимализмом я бы справилась, но нет подходящего объекта.
Уделяете ли вы время для самообразования? На мастер-классы каких представителей профессии Вы бы с удовольствием пошли, если бы они организовывались?
Да, время уделяю, и очень много. Из дипломов уже можно многотомник создать. Всегда с удовольствием посещаю мастер-классы ведущих мировых дизайнеров. Из русскоговорящих училась у В. Нефедова, А. Коровянского, М. Крячко, Л. Белых, В. Колесника, В. Горяиновой, Н. Борисовой, А Сапелина, Т. Желтовской, Д. Калашникова и других.
Ценю лекции технического плана. Люблю послушать рассказы питомниководов о новых растениях, особенно И. Саватееву (питомник Саватеевых) и Т. Смирнову (питомник «Лесково»). И оригинальных лекторов, например, Марину Лацис с лекцией о сторителлинге.
Работа ландшафтного дизайнера, помимо творчества, предполагает общение с людьми. Легко ли Вы находите общий язык с клиентами? Часто ли идёте на уступки?
Да, многие потом становятся друзьями. На уступки, к сожалению, тоже иду. Чаще - в финансовых вопросах, реже - в творческих.
Где Вы черпаете силы и вдохновение?
Везде, даже в кино, обращаю внимание на окружающее пространство.
Если бы представилась возможность пройти путь сначала, что бы Вы изменили? Или какие советы дали бы самой себе?
Пришла бы в профессию раньше.
_____________________________________________________
Материалы, которые нельзя пропустить:
30 Instagram-аккаунтов для дизайнера:
подборка вдохновения на все случаи жизни
Ленивый сад: 3 главных принципа разумного садовода
Как вырастить тую? Простая инструкция по посадке и уходу
30 YouTube-каналов о саде: что еще посмотреть тому, кто видел всё?
Новичок в ландшафтном дизайне?
Вас ждет 10 занятий от дизайнера с 20-летним опытом.
Начните с бесплатного обучения здесь.