Александр Ярославич («Невский») -- один из заглавных героев отечественного исторического пантеона. Это любимый персонаж патриотов и попов. И все потому, что, якобы, спас их, не имеющие аналогов духовные скрепы, от богомерзкой католической Европы. Вот от таких вот белокурых бестий, проводящих свой культурный досуг в поджаривании невинных православных младенцев:
Российская историческая наука всеми силами своих докторов и академиков обслуживает этот миф, который, даже с очень большой натяжкой, не подтверждается никакими источниками.
Вот, к примеру, известная каждому российскому школьнику сказка про Невскую битву. В которой Александр, бился со шведским ярлом Биргером. Известно о ней по одному источнику – Новгородской летописи. Но, рассказ об этой битве, появился в летописи через сто лет после описываемых в нем событий. И конечно, там нет ничего про этот поединок. Впервые про него рассказывает церковное Житие святого благоверного князя Александра, которое, в свою очередь, написано еще позднее – через 118 лет после его смерти. Естественно, наши историки утверждают, что его написал чуть ли не очевидец, сразу после смерти князя. Только Житие святого, как это и положено по протоколу, пишут после признания его святым. В случае с Александром это произошло в 1381 году, когда Москве срочно понадобилось как-то оправдать мутную историю про то, как князь Дмитрий погнал на убой мужиков, чтобы выслужиться перед своими хозяевами в Орде, где случился дворцовый переворот.
Собственно Житие Александра почти слово в слово списано с Жития псковского князя Довмонта, который стал святым лет на сто раньше своего коллеги. В Житии Довмонта, правда, говорится о целых двух поединках, в которых псковский благоверный настучал по голове, в одном случае, рижскому магистру (чего он сделать не мог по причине отсутствия такой должности), в другом, предводителю немцев (немцами у нас тогда называли всех европейцев). А в остальном суть та же: приплыли супостаты на кораблях, князь с малой дружиной напал на них и разбил. Только битвы эти не получили собственного названия и не вошли в учебники истории.
Кстати, ни в летописи, ни в Житии Александра не сообщается имени шведского предводителя в «Невской битве». Впервые имя безымянного «короля римской веры из полуночной страны» светила отечественной исторической мысли назвали в XIX веке. Они авторитетно заявили, что это никто иной, как сам основатель Стокгольма и первой шведской королевской династии, ярл Биргер.
В 2010 году шведы сделали, используя компьютерные технологии и современные методы криминалистики, реконструкцию внешности Биргера по его черепу.
Разумеется, никакого шрама, о котором уже почти два столетия взахлеб пишут наши историки, на лице ярла нет. Как и нет никаких следов «серьёзной травмы» неизвестно кем и как обнаруженной «в районе правой глазницы» черепа Биргера, о чем ранее писала Википедия, из которой воровали для своих статей абзацы доктора исторических наук. Не говоря уж о том, что Биргер и ярлом то в 1240 году не был, а был, всего лишь, одним из знатных воинов.
Да и вообще, шведам ни о Невской битве, ни об участии в ней своего национального героя Биргера ничего не известно. Шведские историки предполагают что, чисто гипотетически, ярл мог воевать с новгородцами. Но было это не на берегах Невы, а в Карелии и в пятидесятых годах XIII века, когда Биргер уже стал ярлом, и возглавил шведское войско.
Да и Александр, которого у нас все почему-то зовут Невским, стал так называться только при Иване Грозном. А, сразу после того как его объявили святым, он, до XVI века, имел прозвище Храбрый. Именно под этим прозвищем Александр Ярославич аж целых четыре раза упоминается в приложении с родословными великих князей Руси к той же Новгородской летописи.