"Демократия" - спектакль о скандале, случившемся с Вилли Брандтом, канцлером Западной Германии, из-за его помощника Гюнтера Гийома, занимавшегося промышленным шпионажем в пользу ГДР.
Почти три часа четкой и честной хроники от лица Гийома, который в какой-то момент абсолютно теряется: а не свой ли он среди чужих. Этому перелому способствует и личность "рыцаря без страха и упрека" немецкой политики Вилли Брандта. Вилли в исполнении Ильи Исаева нельзя не сопереживать. Вот, что сам автор пьесы говорит о своем герое: "У каждого отдельного человека имеется своя сложная внутренняя система взглядов - а у Брандта, являвшегося федеральным канцлером с 1969 по 1974 год, эта система была, судя по всему, куда сложнее, чем у большинства из нас. Он был несомненно сложнее, чем казался. На публику он производил впечатление человека открытого и честного; даже когда он изо всех сил лукавил, в нем виделись порядочность и человечность - качества, на которые отзывались многие люди во всем мире, и даже его личный референт, который шпионил за ним. Его коллеги, однако, часто жаловались на его слабости, которые проявлялись в частном общении: нерешительность, боязнь конфликтов, замкнутость, склонность к депрессии и тщеславие. Он пленил много сердец, но имел мало настоящих друзей. Он мог установить близкие отношения со многими людьми в наполненном зале, но лишь с немногими при общении наедине."
Спектакль построен на тексте. Достаточно минималистичные декорации: та самая «стена» на заднем плане, настолько органичная, что ты даже не сходу её замечаешь. Бесконечные окна-коридоры-поезд - единое пространство гонки за избирателями, бумагами, секретной информацией и правдой. И герои, которые мечутся в них, а иногда степенно выходят, но они почти всегда в движении. И как пелось в песне, нет им покоя ни ночью, ни днем. А иногда они выходят в зал, к зрителю, говорят из ложи. Окутывают тебя происходящим.
Все остальное - текст. Он огромен и сложен к восприятию, если не хранить внимание. Но постановка Бородина дает ему необходимую доступность, а если не знать матчасть, то ты просто следишь за детективом. Не всегда остросюжетным, но цепляющим тебя.
Мне очень понравился Красилов в роли Гийома, даже больше Исаева-Брандта. Этот слуга двух господ в его подаче вызывает абсолютно искреннее сочувствие, ибо разрывается между долгом Родине и «Миша должен быть доволен» и чисто человеческой привязанностью, даже восхищением периодически, к своему второму патрону, к которому он приставлен соглядатаем. Очень хороши моменты, когда уже осужденный, он дает свои ремарки: что нужно было надеть, куда пойти и кто же теперь так плохо составляет Вилли расписание. В них все его отношение.
Поведение всего остального кабинета: иллюстрация всех возможных психотипов. Кто-кого-за-что-и-почему.
И даже в поклонах спектакль не кончается. Красилов (Гийом) выходит к зрителю и с одним, и с другим, так и не определившись. А за ними всеми светится Берлинская Стена уже как арт-объект и памятник истории.
#культурныйпередоз