На Руси привлечение детей к общественно-трудовой жизни семьи происходило с ранних лет. Считалось обязательным обучить ребенка крестьянскому труду, ремеслу и различным умениям. Обучение проходило под руководством матери, отца и других членов семьи по принципу «делай, как я». При этом родители понимали, что ребенок должен работать в меру своих сил и что ему надо давать «каждой трудности по разу».
Девочка 7–8 лет была обязана нянчить младших братьев и сестер. Кроме того, в этом возрасте девочке полагалось выполнять мелкую работу по дому и хозяйству: подметать ежедневно пол, поддерживать огонь в печке, присматривать за курами и гусями, приглядывать за пасущимися недалеко от дома без пастуха овцами или телятами.
Девочка 10–11 лет загоняла в хлев или на двор скотину с пастбища, принимала участие в полевых работах: вязала за матерью снопы, собирала оставшиеся на поле колоски, а также обучалась прясть, шить, ткать, помогала матери в приготовлении еды.
В 12–13 лет она умела жать, шевелить сено на сенокосе, собирать мякину во время молотьбы, полоть грядки, доить коров, стряпать, стирать на речке, вышивать. К 15 годам девочка приобретала все знания, необходимые крестьянской женщине, будущей хозяйке дома.
Н. М. Григоровский, наблюдавший жизнь сибирской деревни, писал в 1879 году:
«В 15 лет девушка входит во все хозяйство и домашнюю работу. Она уже умеет отлично плавать на маленькой лодке, умеет жать, косить, метать сено, подчас боронить и даже неводить рыбу; умеет, конечно, подоить и коров, прясть, может сшить рубашку, платье, связать чулки; выучивается разными травами красить белую пряденую шерсть, умеет найти эти травы, а иногда и соткать из этой пряжи для себя юбку с разными цветными клетками, и даже имеет кухмистерские познания».
Подготовка мальчиков к трудовой деятельности была более длительной, так как мужская работа требовала больших физических усилий. Парнишонок полностью осваивал всю мужскую работу лишь к 17–18 годам.
В 7–8 лет отец приучал своего сына ездить верхом на лошади, управлять конской упряжкой, гонять лошадь на водопой, начинал передавать ему азы ремесленного мастерства.
В воспоминаниях уроженца алтайской деревни, отец которого занимался санным ремеслом, говорится:
«Когда мне было около семи лет, я начал по-детски помогать отцу в его работе, делал зарубки на доске для заднего украшения саней и заячьей лапой мазал ворванью* по дереву, чтобы придать ему желтоватый оттенок».
В 9–10 лет мальчик-подросток летом помогал отцу в полевых работах: возил на поля навоз, разбрасывал его по пашне, участвовал в бороновании поля, подавал снопы в овин, молотил рожь или пшеницу специально изготовленным по его росту цепом.
В местностях, где были распространены лесные промыслы, а также промысловые охота и рыболовство, мальчики снабжали мужчин, находившихся далеко от деревни, всеми необходимыми припасами. Зимой десятилетний мальчик ездил с отцом в лес за дровами, помогал их пилить, колоть, складывать в поленницы, плел лапти, сидя в теплой избе на мужском месте у двери.
Тринадцатилетнего мальчика отец приучал к пахоте. Подростку оставляли небольшой участок земли, давали соху или плуг, а потом проверяли качество работы. В это же время мальчик уже брал в руки косу. Ему позволяли косить около дома, на задворках деревни. Он получал возможность работать на хороших лугах вместе со взрослыми мужчинами только в 17 лет.
В 16–17 лет мальчик-подросток приобретал навыки почти во всех мужских крестьянских работах, за исключением сева. Сев, как самая трудная и ответственная работа, осваивался обычно в 18 лет. Параллельно с этим шло и обучение мальчиков ремеслам. Оно проходило, как правило, в зимнее время в течение двух –трех лет под руководством мастера.
Родители в деревнях старались поддержать в ребенке желание трудиться и старались дать ему дело, которое он мог бы выполнить хорошо, позволить ему заработать деньги, хоть и небольшие, но своим трудом. Они считали важным, чтобы ребенок видел, что его работа нужна семье.
Благодаря такому воспитанию дети не представляли себе, что можно не работать, не помогать отцу или матери.
Примечание:
*Древнерусское ворвонь («китовое сало, китовая шкура») — которым называли жидкий жир, добываемый из сала морских млекопитающих (китов, тюленей, белух, моржей, дельфинов), а также белого медведя и рыб. Сейчас обычно употребляется термин «жир»: китовый жир, тюлений жир, тресковый жир и т. п.
Уважаемые читатели! Приглашаем Вас подписаться на наш канал, чтобы не пропустить все самое интересное о простой жизни наших предков.