Политика – это искусство, где важно умение «держать лицо» в любой ситуации, акцентировать внимание на проблеме или переводить его на другой объект. К примеру, недавнее интервью Путина В.В австрийскому телеканалу ORF показало, что при желании, можно уйти от любого вопроса.
Любой сложный и неудобный вопрос - это попытка манипуляции, провокации или навязывание роли, который необходимо избежать. Перед вами могут стоять разные цели – выиграть время или, наоборот, быстро и четко обозначить свою позицию. В зависимости от этого, и применяются стратегии ответов на неудобные вопросы.
Стратегии ответов на неудобные вопросы в политике и бизнесе
1. Деликатный отказ в ответе
Эта тактика подходит, когда необходимо «тянуть время», когда важна публичная реакция, но не так важна ее суть. Иногда выражение озабоченности идет вам в плюс, а отсутствие предметного разговора позволяет скорректировать стратегию поведения.
Пример: «Я понимаю важность этого вопроса, но мне бы не хотелось бы давать непроверенную информацию».
2. Соскальзывание - от частного к общему
Тема щепетильна, но полностью игнорировать ее нельзя? Просто перейдите в близкую к ней область. Если речь идет о доходах конкретной компании, можно озвучить цифры отрасли, рассказать о перспективах и амбициозных планах на будущее.
Пример: «Вы затронули очень важную для нас всех тему, но хотелось бы также отметить, что финансовые показатели говорят о непрекращающемся росте, и даже временные трудности не в состоянии на них повлиять».
3. Бумеранг
Обращение вопроса стороне, которая задает вопрос. Часто используется в политических конфликтах, чтобы указать на проблемы, сложности и проколы другой стороны или оппонента. Позволяет на время увести внимание аудитории.
Пример: «А у вас в Америке негров линчевали».
4. Переадресация
Если вопрос касается того, что находится за пределами вашей прямой компетенции, либо речь идет о конфликте с конкретным человеком или организацией, переадресуйте вопрос другой стороне.
Пример: «Вам лучше спросить об этом наших американских коллег».
5. Вопросом на вопрос
Эта техника более сложна, чем кажется на первый взгляд. При умелом использовании, она позволяет полностью развернуть дискуссию в нужное русло. Высший пилотаж – подводка собеседника к «правильному» для вас вопросу, ответ на который представит вас или компанию в самом выгодном свете.
Пример: «Хотелось бы подробнее узнать, на основании чего вы сделали такой интересный вывод?».
Это только вершина айсберга, тактик коммуникации в конфликтных ситуациях, и вариантов ответов на острые вопросы существует в разы больше. Главное помнить, что каждое сказанное слово – на вес золота.
В школе MACS на факультете «Репутационный менеджмент» в программе «Медиа-тренинг» обучают этому непростому искусству на конкретных примерах и случаях реальной практики.